16 ноября 2015

«Вы хотите, чтобы я работал в минус?»: как в Петербурге дальнобойщики протестуют против платы за проезд по трассам

Петербургские дальнобойщики начали забастовку. С 15 ноября владельцы грузовиков обязаны платить за проезд по федеральным трассам: государство рассчитывает получить от этого десятки миллиардов рублей на ремонт дорог. Системой оплаты «Платон» на всей территории России оперирует одна компания, наполовину принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга.
Почему перевозчики не верят в необходимость сбора и боятся за свой бизнес — в репортаже «Бумаги».
Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»
— Уберите, пожалуйста, листочки, — как только среди собравшихся на площади Конституции дальнобойщиков начали раздавать листы А4 с надписью «Нет Платону», к толпе подошел сотрудник полиции. — Одновременное присутствие в одном месте большого количества граждан, если вы своим присутствием мешаете социальной инфраструктуре, это нарушение.
— Вы правильно сказали: «Мешаете». Мы мешаем нашему государству, — перебил его Владимир Матягин. — Почему-то люди сначала слово дают, а потом забирают. Нас обманули.
Матягин возглавляет объединение грузоперевозчиков «Грузавтотранс» и от их лица выступает против новых сборов.
С 15 ноября в России заработала система «Платон» — через нее автомобили с массой свыше 12 тонн должны будут платить за проезд по федеральным трассам. Стоимость — 1,53 рубля за километр, с 1 марта тариф увеличится вдвое. Чтобы оплатить проезд, владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать автомобили в системе и установить бортовые устройства для оплаты либо использовать маршрутные карты на сайте «Платона».
Владельцу грузовика стоимостью от 2 и выше миллионов рублей за четыре дня остается доход 2 тысячи рублей. Из них нужно погасить кредиты и заплатить налоги
Тем не менее многие перевозчики по-прежнему не понимают, как будет функционировать система, и выступают против дополнительных сборов. Сегодня владельцы грузового транспорта и представители компаний-перевозчиков вышли к петербургскому офису «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), который отвечает за введение новой системы.
Перевозчики пытались добиться ответа на вопрос, начнут ли взимать штрафы уже сейчас. За неуплату сбора компания будет обязана заплатить 450 тысяч рублей. 11 ноября в Минтрансе заявили, что пока штрафовать будут только на территории Московской области, в остальных регионах санкции отложат до мая. Однако, как сказали участники схода, сообщения об этом удалили с сайта министерства и теперь они не уверены, что не окажутся нарушителями. В настоящий момент сведения о моратории на штрафы на сайте Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Минтранса действительно недоступны.
Евгений Пепеляев. Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»
Вышедший к перевозчикам директор петербургского филиала РТИТС Евгений Пепеляев сказал, что компания проводит «все необходимые работы по внедрению системы».
— «РТ-Инвест Транспортные системы» работают в плановом режиме.
— Подождите, вы не дали ответ. Систему запустили. Если люди будут двигаться без транспондеров и оплаты, их будут штрафовать. Так или не так? — настаивал Матягин.
— Система включена. Все сообщения вы знаете. Было сообщение о том, что штрафы будут выписываться при выявлении зафиксированных нарушений на Московской области, — сказал в ответ представитель РТИТС. Однако четкого ответа — «да» или «нет» — так и не прозвучало.
На вопрос о том, «попали ли на штрафы» люди, которые выехали в выходные без оплаты, Пепеляев также не ответил, однако заметил, что в интересах транспортных компаний быстрее научиться пользоваться системой.

Почему дальнобойщики против «Платона»

Систему взимания платы «Платон» ввели, чтобы пополнить Федеральный дорожный фонд на ремонт трасс. Как сообщали в Росавтодоре, за разрушение дорожного покрытия должны платить те, кто наносит ему «наибольший ущерб». Систему разработала и эксплуатирует РТИТС, на 50 % принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну председателя совета директоров ООО «Стройгазмонтаж». Сообщалось, что РТИТС будет получать 10,6 миллиарда рублей в год. Систему «Платон» уже прозвали «сбором Ротенберга».
Существуют же ГОСТы на дороги. Если мы идем без перегруза, у нас нет нарушений, как мы их разрушаем?
При этом перевозчики уверяют, что на поврежденных дорогах они даже «не попадают» в колею, а значит, она образуется в первую очередь не от грузовиков.
— Существуют же ГОСТы на дороги. Если мы идем без перегруза, у нас нет нарушений, как мы их разрушаем? Как они тогда строятся? По ним и ходить нельзя? — кричали Пепеялеву собравшиеся.
Кроме того, по словам владельцев грузовиков, из-за новой системы перевозчики понесут серьезные убытки, а некоторые могут и вовсе потерять прибыль. Например, говорят предприниматели, за то, чтобы отвезти контейнер в Москву, они получают 36 тысяч рублей. При этом 18 из них уходит на топливо, 2 — на еду водителю, 8 — на его зарплату, а теперь еще 6 — РТИТС.
— И того владельцу грузовика стоимостью от 2 и выше миллионов рублей за четыре дня остается доход 2 тысячи рублей. Из них нужно погасить кредиты и заплатить налоги. То есть вы хотите, чтобы я работал в минус?! — разгневанно заговорил мужчина в серой шапке, параллельно снимая представителя РТИТС на телефон. — Я вам привожу конкретные цифры, а ваши слова подобны туману.
Другие владельцы транспорта отмечают, что введение системы «Платон» скажется не только на самих перевозчиках, но и на потребителях, так как стоимость товара увеличится из-за возросших расходов на транспортировку.
— Представьте: чтобы получить хлеб, нам надо сначала забрать зерно, мы его везем на мельзаводы, там оно перерабатывается, далее получается мука, мы ее ведем из Тамбова в Питер — и за это тоже платим. Потом уже этот хлеб надо доставить по магазинам, — говорит один из владельцев грузовиков.
Ранее в Росавтодоре такие опасения назвали «мифом», объяснив это тем, что на 12-тонники приходится лишь 8,5 % перевозок товаров вроде хлеба, молока или муки.

«Вы можете признать, что система не готова?»

Большинство собравшихся на площади Конституции пока не зарегистрировались в системе «Платон». Например, один из перевозчиков Анатолий сегодня пришел в офис компании с документами, однако ему сказали, что ближайшее свободное время —18 января.
— Они не успевают обслужить всех. Вы должны либо зарегистрироваться на сайте, но там проверяют документы в течение 10 дней, либо прийти сюда и в порядке очереди это сделать. У нас на предприятии 20 машин — мы так всю очередь займем. Кроме того, нужно приходить с документами на каждый автомобиль, а с заверенными копиями они не работают, то есть в этот день все машины будут стоять, — говорит Анатолий.
Многие перевозчики не смогли зарегистрироваться на сайте: он либо недоступен, либо работает с перебоями. Те же, кто получил доступ, пожаловались на работу самой системы. Так, по словам Матягина, один из перевозчиков, установивших транспондер, проехал 35 километров, а устройство посчитало их как 40. Другой представитель транспортной компании рассказал, что в целях эксперимента оплатил 60 километров пути и отказался от этого (предполагается, что перевозчик может вернуть средства за уже оплаченную поездку, если она не состоялась), но «по техническим причинам» сделать это не удалось.
— Вы можете признать, что система не готова к работе? Вам примеры приводят, — прокричали перевозчики.
— Примеры не означают неготовность системы к работе, — ответил директор петербургского РТИТС.
Как рассказал Матягин, перевозчики уже направляли предложения по поводу «Платона» в Минтранс и Росавтодор. В частности, они хотят, чтобы плату за проезд по трассам переложили на заказчиков, а саму систему тестировали год или два, в течение которых транспортные компании могли бы ее опробовать и собрать данные о том, сколько в будущем им придется платить в «Платон».
Петербургские перевозчики, выступающие против введения платы, начали забастовку. По словам Владимира Матягина, в Петербурге бастующие прекратят работать как минимум до 19 ноября. Ранее водители грузовиков уже встали на трассах в Подмосковье, Карелии, Ульяновской области, Сибири, Ростовской области в знак протеста против «Платона».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.