3 мая 2012

Краудсорсинг: когда работает толпа

Создатели сервиса GoDesigner.ru используют краудсорсинг как новую бизнес-модель, предлагая несколько решений любых дизайнерских задач и прозрачную систему ценообразования. «Бумага» узнала, почему предпринимателям интереснее работать по-честному и сколько денег может принести простая, на первый взгляд, модель.

Фото: Салима Сафарова / «Бумага»
 А это полотно мы создали с моим коллегой Никитой Тимошенко,  Оксана Девочкина указывает на холст в стиле поп-арт.  Энди Уорхолл нарисовал доллар как символ времени. На наш взгляд, сегодняшний символ времени  это лайк. Нам нужно было как-то разрядить обстановку, потому что тут все так старинно. В начале апреля Оксана вместе с Максимом Федченко и Дмитрием Ню запустила интернет-проект GoDesigner.ru. В его основу легла идея краудсорсинга: любая дизайнерская задача отдается на откуп нескольким дизайнерам, каждый из которых предлагает собственный вариант. Офис, где работают Оксана, Максим и Дмитрий, и вправду расположен в старинном особняке с видом на Английскую набережную. Рабочей площадкой для них стал кабинет Михаила Романова. В дореволюционном интерьере  ярко-зеленые столы и винтажные пластиковые стулья. Современность и консерватизм спокойно сосуществуют, не мешая друг другу. Но в бизнесе ребята идут по прогрессивному пути, считая, что услуги традиционных рекламных агентств и дизайн-студий уже морально устарели и люди готовы попробовать что-нибудь новенькое. — Все эти студии уже поднадоели, они ставят определенные рамки,  объясняет Максим Федченко, руководитель проекта. — Мы вышли на рынок с принципиально новым решением: в случае краудсорсинга можно получить большое количество решений совершенно от разных людей. Модель Godesigner.ru для российского рынка действительно новая. Клиент создает питч, то есть задание для дизайнера, и излагает свои требования к сайту, логотипу или, например, будущим визиткам, сам определяет сумму вознаграждения и сроки. Для удобства разработчики сделали интуитивные подсказки, с их помощью можно определить, насколько дизайн должен быть, например, модным или зрелым, современным или пассивным. Все решения дизайнеры выкладывают на сайт, клиенту остается только выбрать, что из предложенных вариантов ему подходит больше всего. Счет приходится оплачивать сразу: в него заложена стоимость заказа и процент посредника, который высчитывается автоматически. Но риска потерять свои деньги нет  если заказчику ничего из предложенного на сайте не приглянулось, он получит деньги обратно.

«Наш клиент точно подпадает под описание человека, который смело оплачивает авиабилеты через сайт  у нас схожая система. Те люди, которые идут в турагентство, чтобы заказать путевку полностью  это не наша аудитория».

Аналогичные американские сайты используют тарифные планы. Например, на известном ресурсе 99designs.com самый скромный пакет услуг обойдется в 149 долларов. На GoDesigner.ru используется другая система расчета: сайт получает 10% от суммы вознаграждения, при этом дизайнер не теряет ничего.  Все затраты на трансфер мы берем на себя, то есть если заявлено пять тысяч, дизайнер получит ровно пять тысяч. Мы хотим, что все было открыто, прозрачно, чтобы не снималась где-то в середине какая-то копейка,  объясняет Максим. Главная идея стартапа  в его прозрачности. Именно в этом создатели GoDesigner.ru видят перспективу и основное преимущество своего проекта. По словам Оксаны, их типичный заказчик  молодой человек, который, так же как и они, запускает собственный бизнес в интернете.  Наш клиент точно подпадает под описание человека, который смело оплачивает авиабилеты через сайт  у нас схожая система,  добавляет Максим.  Те люди, которые идут в турагентство, чтобы заказать путевку полностью  это не наша аудитория. Но кроме амбициозных стартаперов и людей, привыкших делать все покупки через интернет, Оксана и Максим возлагают надежды и на традиционный малый бизнес. Как объясняют ребята, эти люди уже готовы вести некоторые дела по-новому, к тому же, как правило, у них нет возможности заплатить большим рекламным агентствам. Но никаких комплексов относительно масштабов возможных заказов у ребят тоже нет.  Большой бизнес имеет своих бренд-менеджеров или маркетинг-директоров, то есть айдентикой или продвижением будут заниматься не владельцы. В случае среднего или малого бизнеса люди вынуждены крутиться сами. И тут важен психологический портрет  бизнес бизнесу рознь. Facebook  тоже бизнес, но это как раз наша целевая аудитория,  Оксана спокойно перебирает потенциальных клиентов, не делая скидок ни на известность бренда, ни на бюджеты.  Газпром  посмотрим. Хотя я уверена, что у них есть маркетинг-отдел, где работают молодые люди, им в районе тридцати-сорока лет, и они, вполне возможно, и выйдут на сайт. Вот в чем дело. Так или иначе, своих клиентов GoDesigner.ru пока находит в основном на своем же поле – в сфере интернет-проектов. К услугам дизайнеров через сайт обращались, например, Surfingbird, Yota Play, Twi Journal. А вот бизнес среда до сих пор инновационные методы ведения дел не принимает. Как объясняют ребята, они делают современную платформу, а с ними пытаются работать по старой системе.  Мы говорим: «Вот у нас заказ на иллюстрацию  две тысячи рублей, мы получаем с этого 185», но нас не понимают,  делится Максим и рассказывает о том, что им не раз предлагали серые схемы на возмездной основе. Но, похоже, заработок в 185 рублей с заказа предпринимателей не пугает, напротив  Максим очень уверенно оценивает будущие финансовые показатели. Вложив около полутора миллионов рублей, он рассчитывает, что проект начнет окупаться через несколько месяцев и уже в этом году будет приносить до 300 тысяч чистого дохода в месяц. Пока общий бюджет, прошедший через GoDesigner.ru, перевалил за 250 тысяч, но почти половина этой суммы ушла на оплату работы дизайнеров. Зарабатывать ребята планируют, развивая дополнительные сервисы. Во-первых, комиссия за посредничество вырастет до 15% и некоторые услуги станут платными. Во-вторых, ребята предлагают опцию «Прокачать питч», которая поможет привлечь больше дизайнеров с помощью рекламы в интернете. В-третьих, эксперты проекта могут оценить предложенные дизайнерами варианты, если клиент не уверен в собственном выборе. При этом для Оксаны, Максима и Дмитрия принципиальным остается вопрос прозрачности всей системы  это объединяет экономические и общефилософские цели проекта.  Процесс должен быть автоматическим  это главная задача,  объясняет Максим.  Чем лучше мы автоматизируем процесс, тем меньше будет наш сбор. В идеале простая и прозрачная система должна угодить всем. Клиентам она позволяет найти наиболее подходящую графику, молодым дизайнерам  собрать портфолио с реальными задачами и решениями. По словам разработчиков, даже российскому дизайну GoDesigner.ru поможет. На сайте не проводится никакого отбора, то есть поучаствовать в работе над питчем может любой профессионал, вне зависимости от уровня и опыта. Максим сравнивает GoDesigner.ru со школой: в классе с двоечниками ты не будешь расти, но за счет того, что уровень одних дизайнеров высок, другие начинают подтягиваться. Краудсорсинг позволяет получить сразу несколько вариантов, а в условиях честной конкурентной борьбы, по хрестоматийному закону рынка, рождается наиболее привлекательный и качественный продукт.  Дизайн в России частенько страдает. Мы смотрим по сторонам: даже в центре Санкт-Петербурга удручающие вывески. У нас есть глобальная цель сделать дизайн чуть-чуть лучше,  объясняет Оксана. Она знает, о чем говорит. До запуска GoDesigner.ru Оксана и Максим создали блог Tutgesign — полностью некоммерческий проект, который послужил неплохим подспорьем для нового бизнеса. — У нас могла бы быть проблема с дизайнерами,  рассуждает Максим. — Но мы ведем Tutdesign два с половиной года за просто так, мы не размещали там рекламу, мы каждый день садились и делали большую работу, в итоге  у нас нет такой проблемы. Если бы это были люди менее авторитетные или менее известные, то было бы тяжело. Вот так просто сказать, что нужно вложить полтора миллиона и через 10 месяцев вы выйдите на самоокупаемость  это невероятно. Невероятным кажется и то, что не обманывая и не хитря, можно заработать самим, дать толчок для развития профессионального сообщества и изменить сознание клиента. Пока система работает и дает первые результаты  новый подход к дизайну и маркетингу начинает приживаться в консервативной бизнес-среде примерно так же, как старинный особняк обрастает яркой мебелью и акриловыми холстами. Но дизайн  не единственная отрасль, где современная и прозрачная схема краудсорсинга могла бы пригодиться.  Это было бы идеально для создания законов в России. Была бы самая демократичная платформа. И страна, — задумчиво заключает Оксана.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.