20 сентября 2012

«Современное искусство в традиционном музее»: как это возможно

22 сентября в Петербурге начнётся XI фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». В девяти городских музейных пространствах выставят работы актуальных художников из России, Финляндии, Германии и Канады. Накануне открытия участники фестиваля рассказали «Бумаге», как contemporary art сегодня существует в музейном зале. Владимир Селезнёв (Екатеринбург) Мне кажется, что, в первую очередь, музеи должны меняться сами. Как раз для того, чтобы из пространства, в котором нечто находится на хранении, музей превращался в место культурной коммуникации, и нужно современное искусство. В данных условиях основная задача художника, берущегося за работу с музейными фондами, архивами или территориями — найти баланс между традиционными музейными стратегиями и теми новшествами, которые предлагает само развитие искусства. Вот в этом взаимодействии и может появится новая драматургия.

Владимир Селезнёв представит инсталляцию «Метрополис. Санкт-Петербург» в музей истории Санкт-Петербурга

Вадим Комиссаров (Санкт-Петербург) Я считаю, что современное искусство очень удачно существует в традиционном музее. Здесь хорошо работать с контекстом, иначе, чем в галерее или художественном музее. Также интересен момент «неожиданности» для неподготовленного зрителя. В этом я вижу сходство с паблик-артом. Это даёт дополнительный интерес к основной экспозиции, так как современное искусство работает с темами близкими сегодняшнему зрителю.

Вадим Комиссаров представит объекты Tempus Edax Rerum в музее политической истории России

Диана Вишневская (Санкт-Петербург) Мне кажется, важно не место, в котором оказывается произведение искусства, а готовность людей воспринимать его, открытость посетителей этого места. Искусство может существовать в любом окружении (улица, катакомбы, супермаркет). Произведение искусства поднимает вопрос, рождает образ, оно требует от зрителя внимания и открытости. В традиционный музей ходит этот внимательный и открытый зритель. Повторюсь, что в любом пространстве есть место для произведения искусства, важно найти его. При работе в устоявшемся традиционном пространстве музея ещё более важным становится взаимодействие художника, работы и среды. Есть опасность потеряться среди множества экспонатов. Нужно найти верную стратегию, мимикрировать или эпатировать, как-то достучаться до зрителя. Это интересная работа, которая рождает идеи. Экспозиция музея не сковывает, она дает толчок.

Диана Вишневская вместе с Игорем Цветковым представит объект «Кубики» в в музее политической истории России

Адад Ханна (Канада) Никогда не было совершенно нового языка, без ссылки на предыдущие способы коммуникации каждый новый язык не имеет смысла. Традиционный музей — вчерашнее подземное пространство. Главное отличие современных произведений искусства от исторических заключается в том, что они были сделаны совсем недавно. Но каждый новый зритель заново активизирует работу, будь то видео, сделанное позавчера, или картины, сделанные 500 лет назад. Взаимодействием между зрителем и произведением искусства является создание смыслов, и этот смысл нас современен в той степени, в какой современен зритель.

Адад Ханна представит видеоинсталляцию Mirroring the Musée в музее-квартире И. И. Бродского

Юрий Шевнин (Санкт-Петербург) Современное искусство в традиционном музее — это как современная архитектура в старом городе. Гоголь на эту тему писал так: «И потому смело возле готического строения ставьте греческое, исполненное стройности и простоты: оно будет стоять между ними, как между величественными, прекрасными деревьями. И готическое и греческое получат от этого двойную прелесть. Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте». Поэтому так прекрасны руины индустриальной эпохи в сочетании с плесенью современного искусства. Тов. Травкин говорит: «Новое не должно зачёркивать старое, а старое не должно зачёркивать новое». Природа на все кризисы отвечает увеличением разнообразия, в этом залог выживания вида, поэтому традиционным музеям надо смело увеличивать аудиторию путем оживления экспозиций и традиционного пространства с помощью новых экспонатов и ещё не мёртвых имён. Типичную форму позволит сохранить нетипичная. Чтобы таких нетипичных форм искусства сохранения старого было больше, необходимо и сугубо специальные пространства. Стадионы для этой цели тоже могут пригодится. Современное искусство может быть всюду.

Юрий Шевнин представит объект «Свет Лосева» в Центральном музее связи им. А. С. Попова

Группа «Красный штурм», Никита Сафонов (Выборг) Проблема видится, скорее, не в том, что современное искусство так или иначе оказывается стесненным в условиях «традиционного» экспозиционного пространства. Проблема формы существования нового языка искусства с самого начала оказывается в ситуации тотальной раздробленности этих новых, предельно локальных форм. Пока мы находимся в ситуации отсутствия единого поля дискурса (культуры, теории, как угодно) — в визуальных медиа, литературе или политике — не избежать необходимости критического подхода к проблематике невозможности взаимодействия конкретных форм друг с другом, проникновения и общей работы, а вместе с тем — невозможности выстраивания отношений этих форм с пространством. То есть вопрос пространственный (в «старом» музее или в «обновлённом»), кажется, должен ставиться вторым, главное же — вопрос другого культурного языка, другого взаимодействия культурных локальных групп.

Группа представит фотопроект «Красный штурм: материалы» в музее городской скульптуры

Хейди Ханканиеми (Финляндия — США) Современное искусство, безусловно, может существовать в традиционном музее, но только в том случае, если между ними есть диалог. Точно так же, как традиционные институты должны быть переосмыслены и открыться для новых идей, художник должен взять на себя ответственность в создании работ, которые могут быть интерпретированы в этих пространствах. Такие музеи остаются там, где общество имеет представление о том, что такое искусство / культура. И для восприятия современного искусства важно, чтобы обе стороны были открыты друг друга. Традиционные музеи, как правило, архитектурно красивые, могут стать фантастической сценой для современного искусства и что-то привнести в него. Задача художника состоит в успешном переводе часто менее материального и эфемерного современного искусства в физическое пространство.

Хейди Ханканиеми представит объекты «Метро» в Музее Петербургского метрополитена

Проекты фестиваля будут выставлены с 22 сентября по 14 октября. Ознакомиться с ней можно здесь. Параллельно с основной программой проходит и специальная, о которой можно узнать больше здесь.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.