«Бумага» публикует монологи петербуржцев, чьи профессии многим не нравятся. Почему они выбрали именно эту работу и чем она полезна обществу, расскажут те, кому часто приходится сталкиваться с агрессией и непониманием

Профессии, которые ненавидят: кондуктор в автобусе — о мусоре в салоне, пьяных пассажирах и снижении зарплаты

Обвинения в давке и грубости, в незнании маршрута и постоянной проверке проездных — весь негатив в общественном транспорте, особенно в час пик, приходится на кондукторов. Уже несколько лет сопровождающая пригородный маршрут кондуктор анонимно рассказала «Бумаге», почему, несмотря на валидаторы, ее профессия до сих пор нужна, как ей и коллегам сокращают жалование и что приходится делать помимо проверки оплаты проезда.

Как вы начали работать?

Нужно было помогать сыну. А я пенсионерка, грошей, которые дают и называют пенсией, не хватает даже на собственное пропитание. Была вакансия — я и подумала, почему бы и нет. У нас в парке очень много кондукторов моего возраста. У большинства педагогическое образование: в школах уже нельзя работать, а деньги-то нужны. Таких, кто работал бы с молодости, у нас нет. В основном все приходят уже в зрелом возрасте или будучи на пенсии.

В чем суть работы?

Думаю, все знают, чем мы занимаемся. Сейчас многие спрашивают, зачем мы вообще нужны, раз есть валидаторы. Я отвечаю: а разве в нашей стране все настолько добропорядочны и всегда следуют правилам? Да даже если и так, то бывают такие, кто не понимает, почему, к примеру, студенческим можно пользоваться только студентам и тому подобное. Недавно было: бабушка ехала по школьному проездному. «Внук в школу не пошел. Так какая разница-то?» — спрашивает она меня. Мы и объясняем, что это карты для определенных слоев населения, в которые они не входят, что если она где-нибудь в другом месте попадется, так ее и оштрафовать могут. 

Или пьяные, уколотые чем-то начинают буянить, ругаются, на меня орут, мешают проезду. Их нужно поуспокоить, усадить на место, довезти, куда нужно, в крайнем случае — выпроводить. Лично я, на самом деле, человек понимающий. Едет, например, мужчина с юбилея, подвыпивший он, не буянит, денег не осталось — так почему ему нельзя проехать? Со всеми может случиться. Или другой случай тоже недавно был: студентка забыла проездной. Проезд везде теперь не самый дешевый. Что, выгонять? Нет, довезла спокойно. Так на следующий день она пришла, заплатила за этот и предыдущий раз.

Из неявного: иногда приходится прибираться в салоне, чтобы совсем отвратно не было ехать следующим пассажирам. Мусорят же, мусорят.

Сколько вы зарабатываете?

Насущный вопрос, на самом деле. Недавно нам снизили зарплату, объяснив это кризисом в стране, — до 74 рублей в час. Это что вообще такое? Ужесточили правила ко всему прочему. У нас еще же есть план по сбору денег с рейсов. Не приносим 100%-ный план — прямиком на ковер к начальству. 

Всё это, на мой взгляд, из-за строительства нашего автобусного парка. Ну, вот, выделило государство на премии миллион рублей. Выдали далеко не всем. Я, например, не получила. И раздали, соответственно, не весь бюджет. А остальное куда? Тоже непонятно.

В прошлом месяце у меня зарплата — 22 тысячи. И это при работе два через два, иногда с дополнительными сменами. 200 часов в месяц как минимум отработать нужно обязательно. Просто выполняя план и работая по графику, получишь 17–18 тысяч. Это что, деньги?

Почему вам нравится эта работа?

Я люблю общение с людьми. А здесь, если поработать, так много интересных личностей проезжает. Каждый день что-то новое. Сегодня, вот, например, интервью даю. Бывает, люди советов спрашивают. В сентябре студенты, видимо, приезжие, завели со мной разговор о том, куда им можно подешевле переехать из общежития. Помогаешь людям — на душе тепло сразу становится.

Но есть и вытекающие из специфики работы минусы. Например, батареи часто не греют. Сидим, мерзнем тут. Или, как уже говорила, буянят некоторые. Молодежь не всегда уважительно относится: мусорят, матерятся, обозвать даже могут. А я старенькая уже, мне это сложно. Прибирать фантики, обертки, бегать за ними по салону, терпеть ругань. Бывает, спину прихватит — и всё: не согнуться, не разогнуться.

Почему эта работа полезна обществу?

Люди в автобусе, если мы здесь, ведут себя приличнее, как мне кажется. Не так, как иногда на улице они могут позволить себе кричать, смеяться на весь район. Так или иначе многие, особенно взрослые, стараются сдерживать себя, сохранять порядок в транспорте. У нас же менталитет такой, что всегда нужна сдерживающая мера. Может быть, этим.

Государству, наверно, мы полезны. Пассажирам, которые хотят в тишине проехать, а тут пьяные матерятся да кричат. Ну и, конечно, никто в грязи ездить не хочет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ