В прокате — комедия об уличной еде, снятая режиссером двух частей «Железного человека». Кинообозреватель «Бумаги» — о том, чем «Повар на колесах» похож на фильмы Бекмамбетова и почему его не спасают даже Дауни и Йоханссон.
Кадр из фильма «Повар на колесах»
Карл Каспер — шеф-повар в престижном ресторане в Лос-Анджелесе. После визита в заведение авторитетного критика и последующей перепалки в «Твиттере» герой остается без работы, но заново обретает себя, купив фургон для продажи кубинской уличной еды. Джон Фавро — один из королей нынешнего Голливуда, приложивший руку к бесконечной франшизе Marvel (он снял две части «Железного человека» и сыграл в трех). Понятно, что для имиджа классного парня важно иногда заниматься небольшими проектами, да и можно представить себе усталость человека, последние пять лет постоянно оперировавшего десятками миллионов в бюджете и сотнями миллионов — в прокате. Характерно, что другой обаятельный режиссер из команды Marvel, Джосс Уидон, недавно выпустил малобюджетное кино по Шекспиру, снятое во время монтажа «Мстителей». Легко представить, что «Повар на колесах» задуман как личное кино, в некотором роде метафильм, рассказывающий о самом Фавро, — тем более что он единолично написал сценарий и сам играет шеф-повара Карла.Понятно, что для имиджа классного парня важно иногда заниматься небольшими проектамиДействительно, положение Карла в начале фильма очень напоминает ситуацию режиссера, ввязавшегося в франшизу на крупной голливудской студии. Герою хочется творить, создавая особенные блюда, но непробиваемый владелец ресторана (Дастин Хоффман) не склонен к риску и требует потчевать клиентов тем, к чему они привыкли. В завязке сюжета решающую роль играет представитель профессии, с которой у всякого режиссера есть особые счеты, хотя надо отдать Фавро должное: он довольно мягко мстит людям, писавшим отрицательные рецензии на «Ковбоев и пришельцев». Ресторанный критик Рэмзи Майкл (Оливер Платт) всего лишь неопрятен и неприятен, а еще у него все время кислое лицо, но и то под конец он оказывается славным малым. Это характерная особенность «Повара»: здесь нет отрицательных персонажей, все хорошие. Легко представить себе этот фильм, подписанный фамилией Тимура Бекмамбетова и идущий в прокате на Новый год или Восьмое марта под брендом «доброго кино» с Сергеем Светлаковым в главной роли. Из того же жанра — расчетливо отмеренные интервалы между шутками, умеренное количество так называемого соленого юмора, звезды в небольших ролях (в лучшей сцене фильма на экране появляется Роберт Дауни-младший в бахилах) и эксплуатация модных тем для заигрывания с аудиторией. В сюжете «Повара» важную роль играет Twitter, а также упоминаются Facebook и Vine, причем в сценарии отражается заблуждение, характерное для многих немолодых людей, открывших для себя возможности интернета: будто все, попавшее в онлайн, немедленно становится популярным.
Легко представить себе этот фильм, подписанный фамилией Тимура Бекмамбетова и идущий в прокате на Новый год или Восьмое марта под брендом «доброго кино» с Сергеем Светлаковым в главной ролиИными словами, если история о фургоне с кубинскими сэндвичами — действительно метафора отношений Джона Фавро с индустрией, то режиссер неискренен либо перед зрителями, либо перед самим собой. «Повар» принципиально не отличается от того, чем обычно занимается постановщик: глянцевая картинка, написанный по учебнику сценарий (впрочем, довольно пресный из-за отсутствия внятного драматического конфликта — ведь все персонажи положительные), немного богатой сладкой жизни в качестве антуража; есть Дауни-младший. Еще есть Скарлетт Йоханссон, чей персонаж совершенно не нужен сюжету и введен, кажется, только для того, чтобы лишний раз посмотреть на Скарлетт Йоханссон и написать на постере ее имя. Профессионалы шоу-бизнеса тщательно изображают искреннее веселье — да и чего, собственно, еще ждать от человека, который для метафоры своих фильмов использует еду, обозначая тем самым свое отношение как к своим зрителям, так и к кино вообще.