18 сентября 2012

Доступные путешествия: нужен ли альтруизм
в туристическом бизнесе?

Сотрудники петербургских турфирм «Чиптрип» и Friend’s House рассказали «Бумаге» о том, как сэкономить бюджет туриста и при этом не уменьшить свой.

Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
Во времена, когда «ЖЖ» был самой популярной социальной сетью в России, московская журналистка Ирина Мамай завела блог, который постепенно стал главным гидом для тех, кто любит путешествовать дёшево: в нем она публиковала информацию о недорогих авиабилетах и путевках. Так в 2004 году появилось сообщество «Чиптрип», а затем и одноимённая туристическая фирма. — Людей практически с самого начала было много, — рассказывает Оксана Анохина, сотрудник петербургского офиса компании. — Это была такая секта: люди друг другу передавали информацию по сарафанному радио. У нас до сих пор так. Мы никогда себя специально не рекламируем. Постепенно всё расширялось: в Москве теперь работает четыре офиса. В 2009 году «Чиптрип» был самым крупным несетевым турагентством в столице. В 2008 году я узнала про него и поехала поговорить с Ирой. Я просто любила путешествовать, видимо, таких людей «Чиптрип» и искал. Сначала мы открыли питерский офис на лето, и уже через год мы стали работать постоянно.

Турфирмы заключают с авиакомпаниями договор том, что продадут определенное количество билетов. За невыполнение договора оператору грозит штраф. Так появляются горящие путевки

В офисе «Чиптрипа» многолюдно. В большой мансарде с чёрными стенами менеджеры предлагают туристам неправдоподобно дешёвые путёвки. В большинстве случаев, это горящие туры. Как объясняет Оксана, в начале сезона проходит туристическая выставка, на которой операторы заключают договор с авиакомпаниями о том, что продадут определенное количество билетов. За невыполнение договора оператору грозит штраф. Так появляются горящие путевки, которые продаются за несколько дней до вылета. Также в «Чиптрипе» есть отдел, который отслеживает временные скидки на туры. При этом в компании можно встретить предложения стоимостью в тысячи евро, но ценовая политика, когда из массы предложений операторов менеджер находит самое дешёвое, сохраняется. В этом и заключается секрет успеха агентства: менеджеры продают порядка 800 туров за месяц. При этом наценка остаётся такой же, как и у других агентств — около 10%.

Как должно быть правильно, никто не знал: все хорошо знали страны, поисковые системы, но не схему работы турагентств. И поэтому обращались с туристами так, как они бы хотели, чтобы обращались с ними

— Многие считают, что мы делаем какие-то безумные скидки. Но у нас в принципе нет скидок, есть только скидочная карта, которая даётся при условии, что человек съездил от нас несколько раз, — объясняет Оксана. — Никаких других поблажек туристы выпросить никак не могут, что бы они ни хотели. У нас такая политика, потому что мы тратим очень много времени на то, чтобы найти дешёвый тур. Все туристические агентства, в том числе и «Чиптрип», работают по одному принципу: продают туры, заранее скомпонованные туристическими операторами. В базе путёвок, которая едина для всех агентств, бесчисленное множество различных предложений по разным ценам. Но большинство турфирм не стремится выбрать для клиента самое дешевое. Оксана объясняет, почему: — Если нет большого потока людей, менеджер в этом не заинтересован, ведь турфирме необходимо как-то зарабатывать. Мы стараемся воспитывать менеджеров, чтобы они были альтруистами, старались помогать людям и находить именно дешёвые поездки. У нас с самого начала работали люди, которые не имели никакого отношения к туристическому бизнесу — они просто любили путешествовать. Как должно быть правильно, никто не знал: все хорошо знали страны, поисковые системы, но не схему работы турагентств. И поэтому все обращались с туристами так, как они бы хотели, чтобы обращались с ними.

Во всём мире есть понятие «gap year»: человек заканчивает школу или университет, и у него есть свободный год, чтобы посмотреть мир

Сама Оксана тоже никогда раньше не работала в турфирмах и даже не пользовалась их услугами. Она работала товароведом, пока не отправилась в долгое путешествие по Азии. Первым самостоятельным путешествием Оксаны стала Индия, там она познакомилась с француженкой, которая путешествовала год. — Мне это показалось абсолютно диким: я не поняла, откуда у людей столько времени и денег. Потом на Гоа я встретила кучу русских, которые живут там по восемь лет, просто сдавая свои квартиры. Это был 2003 год, когда ещё не было никакой моды на дауншифтинг. После этого я стала каждый год куда-то ездить, но всегда хотелось уехать надолго. И однажды я отправилась в путешествие по Азии. Я долетела до Алма-Аты и поехала через Китай, Лаос, Камбоджу. В общей сложности я путешествовала семь месяцев. Оксана объясняет, что в России начинают путешествовать чуть позже, чем во всём мире. Там есть такое понятие как «gap year», когда человек заканчивает школу или университет, и у него есть свободный год, чтобы посмотреть мир. В Канаде, например, если человек работает на одном месте пять лет, работодатель выделяет свободный год, чтобы попутешествовать. Об этом Оксане рассказал немолодой канадец, который объездил почти весь мир. — Люди путешествуют, потому что это не отрывает их от жизни. У нас же другая ситуация: люди уезжают, а потом возвращаются и начинают всё заново. Когда после путешествия я ходила на собеседования, все менеджеры по персоналу спрашивали, почему у меня такой пробел в резюме. В большинстве случаев, я думаю, мне отказывали именно из-за этого.

Оксана Анохина: «На Гоа я встретила кучу русских, которые живут там по восемь лет, просто сдавая свои квартиры»

Оксана руководит в компании отделом индивидуального бронирования. Другие турфирмы не занимаются составлением индивидуальных туров из-за большой ответственности и плохой информированности о том, где и как лучше бронировать отели и билеты. Также Оксана возглавляет экспедиции «дикарей» в Азию и Африку, показывая людям, что путешествовать самостоятельно нестрашно и гораздо интереснее, чем путевки «всё включено». Однако «Чиптрип» не единственная петербургская турфирма, которая пропагандирует познавательный отдых и занимается созданием индивидуальных путешествий. Два года назад в Петербурге открылось агенство Friend’s House. По словам генерального директора Натальи Щедровской, турфирмам не хватает душевного подхода к туристу, поэтому они решили создать максимально дружескую атмосферу в компании. — Друзья часто спрашивали нас о том, как найти билеты, куда лучше всего съездить, где что посмотреть и купить, поэтому мы решили сделать нашу помощь доступной для всех, — говорит Наташа. Friend’s House в какой-то степени стала продолжателем традиций «Чиптрип». Здесь так же заботятся о кошельке туриста, предлагая дешёвые туры, так же можно сформировать собственный тур. Но кроме этого, ребята позиционируют свой бизнес как социально-ответственный. По словам Наташи, Петербург утратил свой статус «окна в Европу» и мало популярен среди иностранных туристов. Помочь возродить интерес к Петербургу, по её мнению, должен проект City Surfing. — Мы занимаемся въездным туризмом, проводя нестандартные экскурсии для иностранцев, — рассказывает директор проекта Динара Байрамкулова. — Это могут быть прогулки по крышам, барам или дворам Петербурга. Кроме того, мы можем организовать любую экскурсию, которую захочет наш турист. Как показывает практика «Чиптрипа» и Friend’sHouse, открыть турагентство не составляет большого труда. Для этого даже не нужно много денег: ста тысяч вполне хватит для аренды небольшого офиса и зарплаты сотрудникам. Но дальше предстоит сделать выбор: помогать людям дёшево отдыхать или механически продавать туры? Первый путь гораздо сложнее, но и в том, и в другом случае есть шанс создать успешный бизнес. Friend’s House пока не добился устойчивой прибыли и все заработанное пускает в оборот. Но пример «Чиптрипа» говорит о том, что успеха можно добиться даже будучи альтруистами, которые просто любят путешествовать. Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.