6 декабря 2012

Cats Park и старый новый трип-хоп

Петербургская группа Cats Park рассказала «Бумаге», как они вместе с Бутусовым перепели «Аквариум», как работали с легендарной студией Abbey Road и как борются за качество звука.

Фото: Анна Рассадина / «Бумага»
Cats Park — это гитарист Алексей и вокалистка Юля. Он играет на гитаре в группе «Ю-Питер», она поёт джаз под псевдонимом Faijee. Вместе они делают спокойную музыку, которую с определённой долей условности можно назвать хоть трип-хопом, хоть даунтемпо. Сейчас у них в активе всего один EP Face The Future плюс выпущенный позавчера, 4 декабря, сингл Safety — и уже с ними хочется носиться и всем показывать, говоря: «Вот, как надо делать». Cats Park вдохнула жизнь во вроде бы мёртвую стилистику электроники девяностых — в их песнях чувствуется воздух: сырой, прохладный, но живительный. У них найдётся место и спокойному размеренному ритму, и гитарной жести, и аккуратным клавишам. На сцене Cats Park — полноценная группа, исполняющая песни практически без единого движения, но с удивительной внутренней динамикой. Они смотрятся выгодно в лайн-апе любого местного фестиваля. При более детальном рассмотрении оказалось, что так думают очень многие — в том числе и за пределами России. Cats Park намеренно избегает простых семплов и грошовой электроники, фальшивых духовых и коктейльного антуража: — Мне кажется, в цивилизованном мире так и делается, — рассказывает Алексей, – люди записывают живые инструменты. Те же Portishead потратили кучу денег, чтобы создать свои семплы. Сперва они записали оркестр на студии. Писали его на пластинку, потом её специально «затирали», чтобы создать старый звук — и уже из этого получались семплы. Так же и с Cats Park. Не только на концертах, но и на альбоме — живой состав с минимумом эффектов. Всё это записывалось в России, но сводилось на великой студии Abbey Road Кристианом Райтом (в его послужном списке Muse, Keane, Franz Ferdinand). Попасть туда оказалось, по словам Алексея, довольно просто: «Как раз в тот период Abbey Road открыла возможность для любого желающего сделать онлайн-мастеринг».

Cats Park намеренно избегает простых семплов и грошовой электроники, фальшивых духовых и коктейльного антуража

Процесс мастеринга — доведения до ума уже записанного материала — на расстоянии выглядит так: высылаются треки, сразу обговариваются какие-то ориентиры, оговаривается и то, кто будет инженером мастеринга. По этой схеме работают многие студии по всему миру. — Потом делается проба, — продолжает рассказ Алексей. — Она может стать окончательным вариантом. Мы сделали несколько поправок к композициям, и вот что мне понравилось: на одну из поправок Кристиан сказал: «Нет, это должно звучать именно так». Я понял, что ему не всё равно. Когда был в Лондоне, я зашёл на студию — не просто сфотографироваться на знаменитой зебре, как делают все, но ещё и передать диск с благодарностью. Побеседовать с Кристианом, правда, не удалось, у него была рабочая сессия. После выхода EP группу заметили не только в родном Петербурге. При всей насыщенности музыкальной жизни за пределами России о Cats Park пишут в профильной прессе на Западе — в основном положительно. Всё это — при минимальном промоушене и отсутствии богатого продюсера. Они этот путь проб и ошибок прошли сами. Сначала стали писать на лейблы — выяснили, что толку от них уже нет никакого («Кроме самых крупных практически все развалились»). Тогда решили и вовсе обойтись без посредников — благо, сейчас это очень просто. — Есть сайты, созданные и для музыкантов, и для журналов, фестивалей и клубных площадок, — говорит Алексей. — Мы просто зарегистрировались на одном из них, называется Sonicbeats.com, стали рассылать запросы, постепенно пошёл фидбек. Потом нас нашла одна американская контора, которая предложила в течение какого-то срока позаниматься промоушеном. Таких небольших компаний много. В результате появились рецензии, их песни стали скачивать — в том числе и за деньги (на Bandcamp предлагается заплатить «сколько хочешь»). Конечно, попытками прорваться за условный «железный занавес» сейчас никого не удивишь. Motorama едут на гастроли в Мексику, Pompeya пишут саундтреки для испанского кино. Но и те, и другие, так или иначе, являются частью некоего тренда. С Cats Park всё сложнее — и оттого интереснее. В этом году Cats Park успела «засветиться» и в главном музыкальном проекте последнего времени — трибьюте «Аквариума» на «Ленте.ру». Причём не одни — а вместе с Вячеславом Бутусовым. Песню «Вана Хойа» выбрал Алексей, объясняя это тем, что у него был жизненный период, когда он немного слушал русский рок и «альбом “Радио Африка” очень глубоко засел». В итоге расслабленный акустический рок «Аквариума» у Cats Park превратился в уютную сумеречную композицию с полушёпотом Бутусова, рваными гитарными партиями, которые доводят песню до высшей точки напряжения, а потом будто отпускают слушателя. — Я подумал, что этот проект — замечательный способ исполнить что-то на русском, — говорит Алексей. — Во-первых, потому что многие требовали песни на родном языке. Во-вторых, это был способ показать себя более широкой аудитории. Поучаствовать в «Re: Аквариум» мне предложил Бутусов. «Ю-Питер» была первой группой, которая сделала песню для проекта, Юля писала для неё бэк-вокал. Когда мы стали делать «Вана Хойю», Вячеслав согласился спеть с нами. Правда, на студию он не смог приехать, и мы писали прямо на гастролях, в номере. Вся эта история — хорошая группа, которая добилась всего сама — была бы просто красивым рассказом о маленьких победах, если бы не музыка. К трип-хопу и смежным с ним стилям принято сейчас предъявлять претензии, что, мол, они или превратились в дурной саундтрек для вечеринки с коктейлями и посиделок в кофейнях (как, к примеру, Morcheeba), или окончательно деградировали до примитивных рок-побасенок (как, к примеру, Unkle). Электронику конца девяностых сложно представить без соответствующей символики: многозначительных картинок, постановки уюта, неги и роскоши во главу угла. У Cats Park песни в большинстве своём работают сами по себе — им не нужен антураж, вообще, какое-либо оформление. Гитарный шум, яркий голос, строгий ритм, тексты про то важное, что таится внутри, — всё это можно и нужно расслышать, соотнести с собственными эмоциями. В конце концов, главная задача подобной музыки — рассказать о том, как хорошему человеку грустно в большом городе. А Cats Park сумела этой тоске придать особое изящество. 7 декабря Cats Park выступят в клубе da:da, где представят дебютный ЕР Face the Future. 7 декабря, начало в 20:00 da:da, Гороховая улица, 47 350 рублей Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.