«Бумага» публикует монологи петербуржцев, чьи профессии многим не нравятся. Почему они выбрали именно эту работу и чем она полезна обществу, расскажут те, кому часто приходится сталкиваться с агрессией и непониманием
Профессии, которые ненавидят: кассирша супермаркета — об агрессии подростков и пренебрежении к обслуживающему персоналу

Отношения с покупателями, неоплачиваемые обязанности, большие вычеты из зарплаты и перепады настроения начальства — кассирша небольшого супермаркета недалеко от «Черной речки» рассказала «Бумаге», почему клиент не всегда прав, может ли кассир навредить всему обществу и на что влияет расположение магазина.

Как вы начали работать?

Именно здесь — пришла и устроилась: этот магазин близко к дому, поэтому выбор сразу пал на него. А первый раз в продавцы пошла еще на третьем курсе. Тогда я училась на учителя русского языка и литературы, но уже точно понимала, что это не мое. Мне нравится общаться с людьми, но не с «маленькими».

В чем суть работы?

В обязанности продавца-кассира входит обслуживание покупателей на кассе, консультация, прием и выдача товаров поставщику. Хотя лучше это описать так: нужно сидеть и делать свою работу. Профессия действительно очень сидячая. Выходить можно только на обед и по своим обязанностям поставщику.

Магазин открыт с восьми утра до десяти вечера — 14-часовой рабочий день, выходит. Тем не менее в свою рабочую смену мы обязаны подойти за 10–15 минут до открытия, чтобы провести ревизию товара, проверить кассу и сверить, не пропало ли что-нибудь за ночь.

За рабочий день происходит много всего: как хорошего, так и плохого. Большой поток людей, соответственно, разные люди. Заходят алкоголики, просят сделать скидку, бомжи пытаются греться, часто воруют продукты. А стоимость украденного, конечно, вычитается из нашей и так небольшой зарплаты. Помню, однажды мы поставили холодильник с напитками у входа. Идея была такая: дверца холодильника не закрыта, поэтому напитки будут оставаться холодными, но тем не менее в свободном доступе покупателей. Как и на прилавке. Проблема выявилась позже: так как дверца была открыта, многие просто брали свою абстрактную «кока-колу» и шли по своим делам, не доходя до кассы.

Если мы живем в обществе, то должны относиться друг к другу по-людски, с уважением. В конце концов, каждый из нас кого-то обслуживает

Однако явного негатива гораздо меньше, чем кажется. Здесь играет роль расположение нашего магазинчика в жилом районе. У нас очень много постоянных покупателей, которых мы знаем и которые уважительно к нам относятся. Больше всего агрессии проявляют подростки. У меня был такой случай, когда шайка подростков орала в магазине и материлась на меня, прочитав, что «клиент всегда прав». Они к этому даже апеллировали. В итоге пришлось вызывать охрану.

Часто подростки приходят покупать алкоголь, сигареты. Чаще, чем в другие магазины, потому что у нас рядом Строгановский парк, где часто распивают, и Военно-морская академия имени Кузнецова. Эти кадеты часто выглядят старше своего возраста, поэтому мы привыкли теперь спрашивать паспорт у каждого, кому на вид меньше 25. И — тоже только наша фишка — мы принимаем только паспорт.

Вообще, я понимаю, почему многие к нам относятся с пренебрежением. Типа, вот, мы обслуживающий персонал. Но, на мой взгляд, если мы живем в обществе, то должны относиться друг к другу по-людски, с уважением. В конце концов, каждый из нас кого-то обслуживает.

Сколько вы зарабатываете?

Официально, по документам, 30 тысяч рублей, но по факту эта сумма гораздо ниже. Часто вычитают за кражи, которые никак не отследить, ибо камер нет. К тому же вычет идет даже тогда, когда, например, неисправно работают весы. То есть покупатель взял полтора килограмма мяса, а весы решили показать всего один килограмм. При ревизии происходит недочет — и наша зарплата идет в минус. В общем, по факту мы получаем около 23–24 тысяч в месяц.

На мой взгляд, уровень зарплаты и количество обязанностей никак не соотносятся. Нам платят как продавцу, а второстепенные обязанности остаются неоплаченными. Тот же прием и возврат товара мы делаем бесплатно. Выход в праздники никак не поощряется, он обязателен. Порой приходится оставаться до 22–23 часов вечера, чтобы успеть доделать бумажную работу. 14-часовой рабочий день тоже немного не соотносится с законами. В какой-то месяц я могу отработать свои двенадцать дней — все подряд. В этом плане график очень плавающий, потому что люди часто устраиваются, а потом уходят, никого не предупредив.

Почему вам нравится ваша работа?

Я получаю удовольствие от того, что общаюсь с людьми, узнаю много нового каждый день, помогаю им. Часто постоянные клиенты, кто живет в этом районе, возвращаются с благодарностями за тот или иной совет в выборе продукта. Если бы не благодарность, я бы уже ушла. Так, многие люди, кто ходит сюда уже больше двух лет, знают, когда мой день рождения, поздравляют с праздниками.

Минусов, конечно, больше. График работы нельзя установить абсолютно точно. Двенадцать дней подряд вставать в половину седьмого, чтобы собраться и доехать до работы, а потом работать 14 часов, редко видеть семью, мужа. Многое зависит и от настроения директора. Он может общаться по-дружески, хорошо относиться, а потом, видимо, вспомнить, что он начальник, и начать необоснованно отчитывать. Мы, кассиры, как люди подчиненные в этом плане очень зависимы от других.

Я вижу в продавце и психолога, который может выслушать, дать совет, понять, подсказать

И работу — самое главное — не сменить. В данное время у нас, видимо, какой-то кризис в стране или городе, работы почти нет. А если и есть, то зарплата не может конкурировать с той, что у меня здесь. Тем более получаю я ее на руки. Еще один минус для меня: я здесь не трудоустроена, есть лишь договор на три месяца. То есть это значит, что у меня нет ни пенсионных отчислений, ни больничного, ни отпуска.

Чем эта работа полезна обществу?

Все люди, так устроено, кушают. А значит, если они не фермеры и не выращивают сами еду, они ходят в магазин за продуктами. Мы можем помочь в выборе свежего и вкусного продукта, проконсультировать по ценам здесь и в абстрактном «там», подсказать, как готовить блюдо. Да даже просто поговорить на отвлеченные или наболевшие для него темы. Я вижу в продавце и психолога, который может выслушать, дать совет, понять, подсказать.

Иногда, конечно, некоторые кассиры вообще наносят вред обществу. А точнее, будущему поколению: они, чтобы выполнить план, продают алкоголь и сигареты несовершеннолетним. Продают выпивку после 22 вечера. Но это, скорее, частные случаи. Такие люди есть везде: они просто не дальновидные, поэтому своими ошибками не то что не приносят пользы обществу, а даже вредят ему.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.