«Кампус» — это городской просветительский фестиваль, который проходит дважды в год, и одноименная рубрика на «Бумаге», где ученые и эксперты рассказывают, как устроен мир вокруг нас.
Как выбрать классический концерт и чувствовать себя на нем комфортно? Объясняет музыковед
На городском фестивале «Кампус», который «Бумага» провела в конце мая, музыковед Валерия Величко прочитала лекцию «Как почувствовать себя знатоком на концерте в филармонии».
Как нарядиться на классический концерт и выбрать удачные места, получится ли попасть в зал, опоздав, и всегда ли стоит аплодировать? Что нужно знать, чтобы чувствовать себя в зале комфортно, — в материале «Бумаги».
Выступление Валерии Величко с лекцией «Как почувствовать себя знатоком на концерте в филармонии» в баре Union 26 мая

Как выбрать концерт, если вы плохо знаете классическую музыку?

Если вы решили посетить классический концерт, но не знаете, как выбрать программу, можно обратиться за помощью к сайту филармонии. Например, в разделе «Визит в филармонию» размещена форма обратной связи, с помощью которой можно отправить запрос специалистам площадки. Это же можно сделать в соцсетях. Они подскажут, какой концерт больше подойдет для визита с детьми, какой для свидания или похода с друзьями, а на какой можно подарить билеты родителям.
Кроме того, для знакомства с оркестрами, репертуаром и атмосферой филармонии существуют общедоступные концерты. Они проходят в Большом зале и служат в том числе средством привлечения новых слушателей. Цена билетов на такой вечер — 100 рублей за любое место в партере или на хорах — верхней открытой галерее. Список ближайших общедоступных концертов доступен в разделе «Афиша».

На что ориентироваться, выбирая место в зале?

Нельзя сказать, что определенные места в Большом и Малом зале филармонии лучшие, потому что акустика в зале равно хороша со всех мест. Но выбор места зависит от того, какую музыку вы будете слушать.
Если играет оркестр, выбирайте центральные места в середине зала или места на хорах, откуда будет можно наблюдать за работой оркестра сверху.
Камерную музыку, исполняемую небольшим количеством музыкантов и солистов, лучше слушать с первых рядов.
Валерия Величко, музыковед:
— У нас есть некоторые места за колоннами, с которых ничего не видно. Людям, которые любят испытывать себя на прочность, я советую купить именно такие билеты. Вы сможете сконцентрироваться только на звучании, и вам будет не важно, что происходит на сцене и какое декольте у солистки.
С планами Большого и Малого залов также можно ознакомиться на сайте.

Как проще купить билет на концерт?

Билеты на вечер в филармонии продаются в кассах Большого и Малого залов по адресам Михайловская улица, 2 и Невский проспект, 30.
Билеты можно приобрести и онлайн. Билетеру в этом случае следует показать распечатанный билет, электронную версию на мобильном телефоне или же билет, полученный в кассе по номеру заказа и фамилии.

Нужно ли наряжаться на концерт?

Филармония — то самое место, куда можно надеть туфли на шпильке, которые давно пылятся в шкафу.
Валерия Величко, музыковед:
— Белые колонны, бордовый бархат — всё это напоминает греческий храм. В каком-то смысле зал обязывает.
Но, конечно, сейчас вы можете прийти на концерт и в кроссовках, и в рваных джинсах. Главное, чтобы вам было комфортно.

Как подготовиться к концерту в филармонии?

Уже два года в филармонии существует открытый лекторий, в котором проводят встречи с музыкантами и читают лекции. Перед некоторыми концертами музыковеды рассказывают об истории создания и об устройстве звучащих на концерте сочинений, раскрывают важные для понимания музыки страницы биографии композиторов. Чтобы послушать лекцию, необходимо приобрести билет на соответствующий концерт и пройти регистрацию на сайте.
Там же вы сможете найти архив лекций в видеоформате продолжительностью от 45 минут до 1,5 часов.
Кроме того, посетители могут приобрести программку, в которой отображена основная информация о концерте — биографии композиторов и исполнителей, истории создания и длительность произведений, а также количество частей. На концертах зарубежной вокальной музыки в программке можно найти тексты сочинений на двух языках.

Что нельзя делать на концерте в филармонии?

В филармонии просят не делать аудио- или видеозапись концертов: это объясняется охраной авторских и смежных прав. Если вам необходимо провести съемку, нужно получить разрешение администрации.
Брать детей на концерт можно. Кстати, специально для юных слушателей существуют детские программы. Однако на любом концерте стоит иметь в виду, что у каждого ребенка должен быть отдельный билет.
Между частями музыкального произведения аплодировать не рекомендуется. Однако, говорит Величко, один из величайших скрипачей XX века Яша Хейфец шутил, что всегда рад, если хлопают не там, где надо: «Значит, в зале появилась новая публика». Но всё же лучше посмотреть в программке, сколько частей в произведении и какова их длительность.
Не стоит брать с собой шуршащие пакеты, а рюкзак лучше заменить на сумку, иначе его всё равно придется сдать в камеру хранения.

Во сколько нужно приходить на концерт и можно ли опаздывать?

Если вы приобрели билет без места, постарайтесь прийти за 30–40 минут до начала концерта. Это позволит зайти в зал с первым звонком и выбрать место на банкетках вдоль стен.
Стоит также помнить, что после третьего звонка посетителей пускают только на хоры, а двери в партер закрывают. После первого отделения, во время антракта, вы сможете спуститься и занять свое место.

Как слушать концерт и что поможет его понять?

Главное на концерте — быть активно вовлеченным в процесс слушания.
Валерия Величко, музыковед:
— Первые пять минут выдерживают даже самые большие неофиты. Нас этому научила популярная музыка, где средняя длительность композиции три-семь минут. А дальше — есть прекрасные люстры, очень импозантные скрипачи. Но всё это не имеет никакого отношения к тому, что вы слушаете.
Чтобы не отвлекаться на визуальную составляющую, закройте глаза или купите билет за колонной. Постарайтесь следить за развитием музыкальной мысли, превращением и сопоставлением тем. Для понимания музыки неплохо знать основные факты биографии композитора и исторические особенности времени, в которое произведение было написано.
Партнеры Кампуса