«Кампус» — это городской просветительский фестиваль, который проходит дважды в год, и одноименная рубрика на «Бумаге», где ученые и эксперты рассказывают, как устроен мир вокруг нас.
Партнеры рубрики:
Как читать новости в интернете и не попасть в информационный пузырь?
На городском фестивале «Кампус», который «Бумага» провела в конце мая, Алексей Ковалев, журналист и создатель сайта о фейках в российских СМИ «Лапшеснималочная», прочитал лекцию «Как не попасть в информационный пузырь».
Что такое информационный пузырь, чем он опасен и как оградить себя от фейковых новостей? Как и где читать материалы в интернете, чтобы получать достоверную и разностороннюю информацию, — в материале «Бумаги».
Выступление Алексея Ковалева с лекцией «Как не попасть в информационный пузырь» на фестивале «Кампус» на Новой сцене Александринского театра

Что такое информационный пузырь?

«Умная» лента новостей во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Фейсбуке» построена таким образом, что в ней появляются только потенциально интересные для пользователя новости. Социальные сети располагают материалы в вашей ленте, ориентируясь на лайки, репосты и переходы по ссылкам.
При таком ранжировании информации человек оказывается в «пузыре», наполненном исключительно приятной или интересной для него информацией.

Как пользователи попадают в информационный пузырь и чем он опасен?

Проблема заключается в том, что вы не видите некоторые записи своих друзей в социальных сетях. Вы можете пропустить важные новости, например, материалы о выборах президента или отставке министра, если до этого не ставили лайки записям на политическую тему.
Один из вариантов выхода из информационного пузыря — сбить с толку систему персонализации: переходить по всем встречающимся ссылкам, комментировать записи на диаметрально противоположные темы, а также лайкать все посты в вашей ленте.
Алексей Ковалев, журналист:
— Попробуйте несколько дней лайкать всё подряд. Потом посмотрите, на что будет похожа ваша лента в «Фейсбуке» или во «ВКонтакте». И вы ужаснетесь.

Как информационный пузырь связан с фейковыми новостями?

Информацию, которая укладывается в уже сформированную картину мира, человек не хочет проверять по психологическим причинам, утверждает Ковалев. Такое явление называется селективным восприятием.
Алексей Ковалев, журналист:
— Вы инстинктивно окружаете себя людьми, с которыми вам приятно общаться, с теми, с кем вы заранее согласны, потому что психологически комфортнее иметь дело с единомышленниками.
То же происходит и с новостями. Селективное восприятие — это свойство мозга в информационном потоке отдавать предпочтение новостям, о которых человек уже слышал, либо материалам, которые подтверждают его точку зрения. Когда человек находится в информационном пузыре, порог его критического восприятия снижается.

Как оградить себя от ложных новостей?

Полностью оградить себя от ложных новостей невозможно, потому что иногда они распространяются даже авторитетными изданиями.
Решением может стать чтение новостных порталов с разной редакционной политикой и манерой освещения информации. В ленту новостей стоит включать не только издания, с которыми вы согласны, но и порталы с другим мнением — для сравнения аргументации нескольких сторон.

Как убедиться, что новость, которую вы читаете, не фейк?

В августе 2016 года во время предвыборной кампании в Америке в российских СМИ появился материал о том, что Дональд Трамп назвал олимпийских чиновников, не пустивших сборную России на игры, «кретинами». Отмечалось, что фраза была сказана Трампом во время интервью с корреспондентом BBC. Как оказалось, интервью Трамп не давал, а первоисточником материала послужил сайт приколов «Оптимист». Фейковую новость опубликовали многие издания. Некоторые ресурсы не удалили ее до сих пор, даже после публикации в СМИ опровержения.
Эта история доказывает, что в погоне за скоростью подачи новостные СМИ публикуют материалы, не уделяя должного внимания проверке информации.
Если вы видите в тексте новости ссылку, обязательно открывайте первоисточник и проверяйте информацию.

К каким заголовкам в интернете стоит относиться с осторожностью?

В журналистике существует понятие «кликбейт» — «крючок», на который цепляют пользователя, чтобы он кликнул на ссылку. Для увеличения числа просмотров используются сенсационные заголовки и материалы, основанные на слухах.
Если вы видите заголовки типа «Ты не поверишь», «Эти милые создания», «Пять безумных теорий», относитесь к ним скептически. Они были созданы для увеличения числа кликов и дальнейшей монетизации.

Как правильно выбрать ресурс для чтения в интернете?

Если говорить о новостных ресурсах, которые отличаются качественными и достоверными публикациями, можно выделить отраслевые издания. Таким СМИ важна не скорость публикации, а полнота освещения проблемы и объективность.
Алексей Ковалев, журналист:
— У них [отраслевых изданий] другая мотивация. «Вестнику металлурга» не нужно выдать новость быстрее, чем «Ежемесячнику тяжелой промышленности».

Прочитать полную расшифровку лекции Алексея Ковалева с фестиваля «Кампус» можно по ссылке.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Партнеры Кампуса

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.