5 сентября 2012

Бизнес с иголочки: кто и как продаёт одежду?

Бизнес, связанный с продажей одежды приобретает всё новые формы. Сегодня найти подходящий костюм можно не только в традиционном торговом центре, но и в интернет-магазине, дизайнерском шоуруме и даже секонд-хенде. «Бумага» выяснила, как формируется ассортимент и цена в таких магазинах, кого одевать прибыльнее и как найти своего покупателя за один день.

Фото: Александра Лахман / «Бумага»
Шоурумы работают по принципу интернет-магазина и традиционной торговой точки одновременно. Фотографии всего ассортимента наглядно представлены на сайте или в блоге, а вживую познакомиться с вещами можно в самом магазине. Наружная реклама обычно не размещается, потому что людей «с улицы» не ждут. Шоурумы, предлагающие одежду и аксессуары, как правило, ориентируются на эксклюзивные марки, лимитированные серии или малоизвестных дизайнеров. Таким образом, формируется уникальный ассортимент конкретного магазина. Кроме того, чтобы угодить любителям эксклюзивных вещей, владельцы продумывают оформление магазина и даже идеологию будущего бренда. Пятиметровые потолки, лепнина на стенах, наборный деревянный паркет, старинный стол в центре зала. По периметру развешены разномастные вещи от молодых дизайнеров со всей России. Именно так выглядит магазин авторской одежды «8-store», открывшийся год назад в пространстве «Тайга». Учредители «8-store» — Вероника Топычканова и Елена Кручинина — прежде чем основать шоурум, на протяжении года занимались проектом «Atelier Market»: презентовали продукцию молодых дизайнеров. Эти встречи были нерегулярными, за год прошло около девяти презентаций. Поэтому появилась идея создать шоурум, где люди могли бы знакомиться с творениями дизайнеров в любое время. Далее последовало предложение от друзей обосноваться в старинном доме на Дворцовой набережной и стать частью творческого пространства «Тайга». Вероника показывает на одну из стен, по цветовой гамме и рельефу похожую на географическую карту: — Вот в таком виде здесь было практически всё. Мы реставрировали потолок, красили стены, прокладывали проводку. Девушки выбрали помещение, где раньше располагалась мужская раздевалка балетной школы. Благодаря принципу DIY («сделай сам»),  удалось свести расходы к минимуму. Владелицы шоурума смогли уложиться в 60 тысяч рублей. Правда эта сумма не включала арендную плату, но она из-за сильной запущенности помещения не была высокой. В шоуруме сегодня представлены вещи от пятнадцати дизайнеров, средикоторых Anastasya Kizilova, Olga Polikarpova, Afraidofbees, Filmy, украшения от Sasha Chi, SashaiPasha, Sitizen A. В основном всё — в единичном варианте. Но если покупателю очень понравилась вещь, а своего размера он не нашёл, можно отправить заказ на пошив одежды или обуви нужного размера.

Вероника Топычканова: «Дело дизайнера — творить, а наше — продавать. По-моему, правильное разграничение обязанностей»

По словам Вероники, окончательную цену формирует материал, качество обработки, актуальность вещи и её потенциал, то есть будет ли она пользоваться спросом или нет. Футболка в «8-store» обойдётся в 1200 рублей, а верхняя одежда стоит от 6 до 10 тысяч. И хотя некоторые посетители разочаровываются ценами, находится сегмент покупателей, который готов потратиться именно на дизайнерскую вещицу. Как рассказывает Вероника, порой люди готовы купить нечто уж очень экстравагантное за любые деньги. Однажды в «8-store» купили два креста на стеклянной цепи размером 20 на 15 сантиметров. Стоил каждый из них около 3 тысяч. При  этом, Вероника настаивает, что шоурумы необходимы дизайнерам для того, чтобы развиваться. — Они же сами не будут заниматься продажей своих вещей. Многие продают, но в нашем случае магазин — это специализированное место, где покупатель «встречается» с вещью. И согласитесь: дело дизайнера — творить, а наше — продавать. По-моему, правильное разграничение обязанностей. Посещаемость магазина в среднем составляет пятнадцать-двадцать человек в день. И, по мнению Вероники, этого вполне достаточно, так как сама концепция шоурума не предполагает большого потока клиентов. — Если говорить о выручке, то у нас есть бизнес-план, по которому мы должны покрыть минимальные расходы на аренду и рекламу, и мы его выполняем. Можно за весь день ничего не продать, а может появиться один единственный покупатель, который оставит у нас тысяч тридцать пять, — поясняет Вероника. В отличие от владелиц «8-store», двадцатилетний предприниматель Евгений Аминджанов, основатель магазина  CasualRetro, придерживается другого подхода к формированию своего товарного ряда. — Уникальные вещи от молодых дизайнеров и правда интересны очень узкому кругу. У меня вещи куда проще и рассчитаны на широкого потребителя. Евгений предлагает универсальную одежду  известных молодежных брендов. Основной площадкой для продажи он выбрал группу в социальной сети, именно там находятся клиенты, которые приходят в его «шоурум» уже точно определившись с покупкой. То, что двадцатилетний предприниматель называет шоурумом, на деле является переоборудованной комнатой в его квартире. Пока владелец рассчитывает только на мужскую аудиторию. Но, несмотря на «однополый» состав одежды, в группе CasualRetro за полгода набралось 10 000 участников.

Евгений Аминджанов: «Мне проще работать с уже известными брендами. Они, по-моему, больше пользуются спросом»

Идею начать бизнес Евгению предложил его друг из Финляндии, который занимался поставкой вещей.  Полагаясь исключительно на свой вкус в выборе одежды, Аминджанов закупил первую партию товара на 50 тысяч рублей — около 90 наименований. Ещё 30 тысяч отдал за вешалки и прочее нехитрое оборудование, создал группу в социальной сети, разместил в других сообществах объявления и стал ждать. Первый покупатель объявился в тот же день. — Единственное, чего я на тот момент боялся — это то, что не смогу распродать всю эту одежду. Но после первого же заказа страхи улетучились, — рассказывает Евгений. Чтобы не прогадать, Аминджанов взял только ходовые размеры. Цены были гораздо ниже, чем в магазине: например, поло, которое обычно можно купить за 3700 рублей, в магазине CasualRetro стоило 1300. Правда, на этом поло не было бирок, но Евгений уверен: если вещь как новая, какое это имеет значение? Некоторые вещи уходили по себестоимости, если их состояние не позволяло сделать наценку. Евгений не скрывает, что основу ассортимента его магазина составляют вещи из разряда «секонд-хенд». Тем не менее, первая партия разошлась за две недели. Дальше, уже ничего не боясь, Евгенийстал регулярно заказывать партии по 80 тысяч. — Сейчас, чтобы постоянно поддерживать ассортимент, мне нужно обновлять его минимум два раза в месяц: это примерно 130 наименований одежды, — рассказывает Аминджанов. — Как-то подсчитал свой заработок: в месяц примерно 80 тысяч рублей выходит. Я считаю, неплохо.

Евгений Аминджанов: «Единственное, чего я боялся — это то, что не смогу распродать всю эту одежду»

Если не учитывать друга-финна и водителя, привозящего товар, свой бизнес Евгений предпочитает вести в одиночку. Сам отвечает на звонки покупателей, сам показывает одежду —  в среднем к нему заходят два-три раза в день. Кроме работы в собственном магазине одежды, Евгений учится в университете на втором курсе. На вопрос, что же будет с шоурумом, если друг-финн вдруг перестанет поставлять вещи, Евгений ответил: — Что поделать, поеду в Финляндию, буду там сам со всеми договариваться. Ведь здесь как: магазины моего типа держатся на поставщиках. Мне, кстати, дизайнеры не раз предлагали сотрудничать — но это не мой формат. Мне проще работать с уже известными брендами. Они, по-моему, больше пользуются спросом. Конечно, дизайнерский шоурум, вроде «8-store», и магазин CasualRetro не конкурируют между собой. Несмотря на то, что прибыль частных предприятий такого рода вполне сопоставима, ориентируются они на разного клиента.  Успех и развитие сверхмалого бизнеса по продаже одежды зависит от того, захочет ли покупатель приобрести эксклюзивный костюм или ограничится покупкой футболки в два раза дешевле розничной цены.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.