26 октября 2012

Шпион, выйди вон: 5 лучших пародий на Джеймса Бонда

К выходу «Координат “Скайфолл”» кинообозреватель «Бумаги» подобрал пять фильмов, пародирующих бондиану. В этом году общественность отмечает пятидесятилетие самой знаменитой и самой продолжительной кинематографической франшизы. К этому юбилею приурочена премьера двадцать третьего фильма о Джеймсе Бонде — в России он вышел вчера под громоздким названием «007: Координаты “Скайфолл”». Суперагента в третий раз сыграл Дэниел Крэйг: фильмы бондианы с его участием считаются самыми реалистичными и серьёзными в истории. В противовес этой тенденции «Бумага» решила вспомнить лучшие комедийные фильмы, отталкивающиеся от бондианы. Оставив за бортом Остина Пауэрса и Джонни Инглиша, мы составили подборку из старых фильмов, снятых ещё в эпоху классического Бонда — Шона Коннери.

«Агент 8¾» («Жарковато для июня», 1964)

Хронологически едва ли не самая ранняя пародия на Бонда, снятая в один год с «Из России с любовью», открывается сценой, где мы узнаём, что агент 007 убит при исполнении. Растерянные британские спецслужбы ищут человека, который мог бы выполнить секретное задание в Праге, и находят его в лице безработного писателя Николаса Уистлера (потому что он владеет чешским). Тот не сразу понимает, что его отправили на шпионскую миссию, а когда понимает — то не очень этому рад.

Режиссёр Ральф Томас старается балансировать между саспенсом и комедией

«Агента 8¾» нельзя назвать во всём удачным фильмом, но он интересен, по крайней мере, двумя вещами. Во-первых, в нём Дирк Богард, которого все знают по драматическим ролям («Смерть в Венеции», «Слуга», «Ночной портье»), раскрывает свои способности комика. Во-вторых, по фильму видно, что в 1964 году дистанция между настоящим Бондом и пародией на него была не очень велика. «Из России с любовью», как и более ранний «Доктор Нет», — сами в немалой степени пародии на жанр: Бонд Шона Коннери самоироничен, а его супергеройскую деятельность сложно воспринимать всерьёз. В то же время «Агент 8¾» не лишён элементов экшена — режиссёр Ральф Томас старается балансировать между саспенсом и комедией.

Help! (1965)

В ряд пародий на бондиану удачно встраивается фильм про то, как группа «Битлз» спасается от членов индийского религиозного культа. В «Help!» действует враждебный заговор, и сектанты устраивают гонку за битлами по нескольким странам, включая Багамы (экзотические локации и сейчас остаются приметой фильмов о 007, а в те времена такого вообще больше никто не делал). Сходство можно было бы счесть случайным, если бы саундтрек фильма — в смысле, не тот, который на альбоме «Help!», а который написал специальный композитор, — не так явно намекал на знаменитую тему из серии про Бонда.

Постмодернистские переклички в фильме с актуальными явлениями поп-культуры не исчерпываются кивками на шпионские боевики

Здесь стоит вспомнить, что режиссёр битловских фильмов Ричард Лестер вообще был не так прост, как кажется. Комедии с поп-звёздами обычно представляют собой быстро сделанные капустники, основная цель которых — прорекламировать новую пластинку и заработать побольше денег на имидже музыкантов. В случае с «Help!» и «Hard Day’s Night» отчасти тоже было так, но сделал их один из ведущих на тот момент английских режиссёров, и потому оба фильма активно используют приёмы, только что открытые британской (и шире — европейской) новой волной, а постмодернистские переклички с актуальными явлениями поп-культуры не исчерпываются кивками на шпионские боевики.

«Казино “Рояль”» (1967)

Первоначально продюсер Чарльз Фелдман, купивший права на роман Яна Флеминга ещё в пятидесятые, намеревался снять нормальную экранизацию. Но после шумного успеха первых фильмов бондианы Коннери затребовал огромный гонорар, а снимать что-то всерьёз с другим актёром было бы уже бессмысленно — и Фельдман решил сделать комедию.

Это бурлеск, абсурдистский балаган на тему шпионского кино

От оригинального сюжета по большому счёту осталось только название и имена персонажей, а в остальном это бурлеск, абсурдистский балаган на тему шпионского кино. В фильме действует семь агентов 007 (чтобы запутать русских контрагентов), имеется персонаж по имени Мата Бонд — дочь понятно кого и кого, главный гэбэшник — племянник Джеймса Бонда, которого играет Вуди Аллен; в одном из мини-сюжетов центральное место занимают пуговицы, в другом Бонд участвует в соревновании по метанию каменных ядер.

Всё это, конечно, — полная дикость, но смотреть на неё достаточно любопытно

Всё это, конечно, — полная дикость, но смотреть на неё достаточно любопытно. Раскованное, хаотичное, карнавальное «Казино» — из тех фильмов, которые и в шестидесятые снимали не так часто, а сейчас уж совсем стесняются. Помимо прочего, «Казино» впечатляет именами — это, возможно, самый звёздный фильм десятилетия, в котором представлены люди в диапазоне от Орсона Уэллса и Жан-Поля Бельмондо до Дэвида Проуза, известного в качестве тела Дарта Вейдера; достаточно сказать, что Питер О’Тул и дочь Чарли Чаплина Джеральдина даже не поместились в титры.

«Бриллиантовая рука» (1968)

Классическую комедию Гайдая смотрели абсолютно все, так что она мало нуждается в представлениях; однако сейчас несомненная связь «Бриллиантовой руки» с заграничными шпионскими фильмами может показаться неочевидной. Широкий формат экрана давно привычен — а в 1968 году он прочно ассоциировался со зрелищными боевиками, как и сочный цвет картинки, непохожей на обычную бледность советской цветной плёнки. Стамбул как место действия — прямая отсылка к Бонду (на Босфоре начинался «Из России с любовью»), как и Шеф, чья манера появления на экране слишком сильно напоминает о бондовском антагонисте Блофельде. Заметим здесь же, что пара злодеев-гомосексуалистов (персонажи Папанова и Миронова) — вообще общее место старых американских и британских фильмов.

Пара злодеев-гомосексуалистов (персонажи Папанова и Миронова) — вообще общее место старых американских и британских фильмов

Самое забавное в этой истории то, что о Бонде в СССР все слышали, но фильмы о нём, как и, например, нуары типа «Мальтийского сокола» в кинотеатрах по понятным причинам не показывали. Так что оценить шутку смогли бы лишь немногие. Цензоры явно не относились к этим немногим: байки и подлинные истории о сокращениях в «Бриллиантовой руке» широко известны, но двусмысленность отношений контрабандистов Лёлика и Геши им, судя по всему, не бросилась в глаза, а цитату из «Живёшь только дважды» в сцене с вертолётом они не увидели.

«Великолепный» (1973)

В год, когда на экраны вышел «Живи и дай умереть» — первый фильм бондианы с Роджером Муром, французы подвели итог эпохе Шона Коннери комедией «Великолепный» с Жан-Полем Бельмондо. Национальная озабоченность проблемой текста дала о себе знать: в стране, которая дала миру Ролана Барта и Бодрийяра, Бонд не мог не оказаться персонажем сугубо литературным, плодом творческой сублимации писателя.

В стране, которая дала миру Ролана Барта и Бодрийяра, Бонд не мог не оказаться персонажем сугубо литературным, плодом творческой сублимации писателя

В фильме развиваются два сюжета. В первом из них главный герой — автор шпионских романов Франсуа Мерлен, неудачник, который из-за жадности издателя не отлипает от пишущей машинки, но сидит без гроша в кармане. Второй сюжет — содержание книги Мерлена, в которой действует его постоянный герой Боб Сен-Клер, суперагент, успешно выполняющий особо сложные миссии по всему миру и без труда завоёвывающий женщин.

«Великолепный» — комедия с моралью: идеальный герой боевика лечит комплексы не только автора, но и читателей (зрителей)

Конечно, в фильме наличествуют суперзлодеи, русские агенты и пейзажи с пальмами, но интереснее всего другое. В новой книге про Боба Сен-Клера его пассия Татьяна срисована с симпатичной соседки автора, а сам шпион, разумеется, выглядит в точности так же, как Франсуа: он из тех персонажей, которых в любительской интернет-литературе принято называть Мэри Сью. «Великолепный» — комедия с моралью: идеальный герой боевика лечит комплексы не только автора, но и читателей (зрителей). И раз уж мы все любим Бонда, то стоит задуматься, потому что у нас, похоже, проблемы; а Дэниел Крэйг — наша коллективная Мэри Сью.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.