26 июля 2012

Изобретатели велосипедов: как зарабатывает веломастерская?

Корреспондент «Бумаги» покаталась на велосипеде ручной работы и поговорила с молодыми петербургскими мастерами о советских технологиях, конкуренции и убытках.

Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
В детстве Андрей Могучий довольствовался только дачным велосипедом деда, когда приезжал в гости к бабушке и дедушке на лето. Свой собственный велосипед владелец велоателье «Jam» купил только два года назад. — Мы с моей девушкой сделали себе такой подарок: купили и поехали на Марсово поле, — вспоминает Андрей. Там мы познакомились с ребятами из велоклуба «IronWheels», у которых тоже есть веломастерская. Я заинтересоваться процессом изготовления велосипедов и вскоре стал разрабатывать собственные модели. По образованию Андрей инженер-конструктор. С помощью программ трёхмерного проектирования он провел все расчёты и испытал велосипеды на прочность. На создание двух моделей у него ушло полтора года. Сейчас, кроме ателье, у Андрея есть и основная работа. Молодой человек работает в фирме, которая производит бензовозы. Пользуясь служебным положением, после трудового дня он едет на завод, надевает сварочную маску и варит велосипедные рамы. — Концепция моего магазина — эксклюзивный дизайн, — объясняет Андрей. — Когда будет обновлен сайт, на нем заработает конфигуратор. Можно будет выбрать раму, покрасить её в любой из 15 цветов, подобрать седло, резину, обода и другие комплектующие. Сейчас конфигуратор работает в демо-версии. Но к концу лета он должен заработать в полную силу. Тогда, по словам Андрея, заказчик сможет сделать велосипед под себя, собрав его от начала до конца. — Отсюда наше название «Jam», — добавляет Андрей. — оно взято из музыки и означает импровизацию. Не смотря на то, что заказчик может экспериментировать с деталями, основной дизайн всё же продумывает Андрей. Сейчас на его сайте представлены две модели. На создание мужского круизёра «Volo» инженера вдохновил велосипед, случайно замеченный на улице. Его название на итальянском означает «полёт». Вторая модель — двухместный велосипед «Ant» — тоже связан с Италией и, по признанию Андрея, должен напоминать известные скутеры «Vespa». Название двухместной модели в переводе означает «муравей». Оно символично: кроме аллюзий с винтажным скутером, оно отражает специфику модели. Муравей может перевозить вес в два раза больше собственной массы. В свою мастерскую Андрей вложил порядка 200 тысяч рублей, которые ушли, в основном, на закупку материалов и деталей. С сайтом и полиграфической продукцией ему помогли друзья. «Jam» открылся только в мае, поэтому пока Андрею удалось продать три велосипеда, все — модели «Volo». По его словам, российский рынок забит дешёвыми спортивными велосипедами, а круизёры отличает их особый стиль.

«Я не могу себе позволить купить 200 сёдел, 200 планетарных трансмиссий, на которые бы мне сделали скидку. Торгую в ноль, чтобы мои велосипеды катались по городу, чтобы их узнавали».

— Эта ниша у нас мало занята, хотя сейчас появляются такие гиганты, как «Electra». Но у них очень неправильная ценовая политика, — считает Андрей. — Мои велосипеды стоят примерно столько же, но это ручная работа, за которую нужно платить больше. Планетарные трансмиссии у меня такие же, японского производителя «Shimano», но есть что-то и лучше. Например, сёдла я использую только британской марки «Brooks». Это классика, из натуральной кожи. Они хороши, как пара дорогих кожаных ботинок, которые принимают форму твоей ноги. Пока Андрей продает велосипеды по себестоимости. Высокие цены на свои велосипеды (а в самой простой комплектации дизайнерская модель обойдётся в 33 000 рублей) Андрей объясняет маленькими объёмами продаж. — Я не могу себе позволить купить 200 сёдел, 200 планетарных трансмиссий, на которые бы мне сделали скидку и за счёт этого я бы мог заработать. По сути, я сейчас ничем не отличаюсь от физического лица. Торгую в ноль, чтобы мои велосипеды катались по городу, чтобы их узнавали, — признаётся Андрей. Такое начало его не смущает, и он смело строит планы на будущее. К следующему сезону в его магазине должны появиться новые модели: мужская и женская. Если в мастерской «Jam» специализируются на круизерах, то в «Ellipsis Fixed Gear Workshop» собирают «фиксы». Это велосипеды с фиксированной передачей, знакомые многим с советского детства, те самые, на которых тормозить нужно было, крутя педали назад. Мастерскую открыли Павел Скляров, Георгий Усов, Александр Ильенко и Александр Мальцев. Все ребята — поклонники «фиксов», и познакомились в профильном интернет-сообществе. В их гараже в пространстве «Тайга» стоят изящные, как правило, однотонные, велосипеды с тонкими рамами и колёсами. Их красота — в отсутствии излишеств, так свойственных большинству современных велосипедов. — Нас всегда привлекала их простота, скорость, самый большой КПД, потому что мы крутим педали сами, — рассказывает Паша Скляров. — Фикс — это такой велосипед, который не купишь в магазине.

«Фиксы, которые представлены в магазинах, наше сообщество не любит. Они все вычурные, сделаны из плохих запчастей».

В «Ellipsis Fixed Gear Workshop» объясняют, что изначально все переделывали старые советские модели. Для этого приходилось углубляться в тему. Ребята вспоминают, как общались со старыми мастерами, читали статьи в интеренете, искали специальную литературу. К открытию мастерской они уже были достаточно подкованы. — Фиксы, которые представлены в магазинах, наше сообщество не любит. Они все вычурные, сделаны из плохих запчастей. Все, кто катается, собирают велосипеды сами. Они знают, что им нужно: определенный подсёдельный штырь, определенное седло, — продолжает Павел. Сборкой велосипедов занимаются все четверо, но у каждого есть своя специализация. Саша Мальцев — главный механик, Гоша — паяет, Саша Ильенко — инженер, заведует производством на большом заводе. Он же разрабатывает чертежи втулок и рам. А на Паше лежит работа с клиентами. Помимо создания и ремонта велосипедов, ребята занимаются формированием и поддержкой фикс-сообщества, устраивают гонки и другие тематические мероприятия. Пока, по признанию Паши, на деньги, которые приносит мастерская жить сложно. Да и все доходы они вкладывают в её развитие. Объём инвестиций уже составляет порядка 250 тысяч, но ребята продолжают вкладывать. Помимо мастерской у каждого из них есть своя работа. Гоша — реставратор, Саша Ильенко работает на заводе, это позволяет ему совмещать основную работу и деятельность в мастерской. Паша — администратор в бизнес-инкубаторе при университете. Зимой, когда наступает мёртвый сезон, ребята не перестают работать. Сейчас для «Ellipsis Fixed Gear Workshop» начинается важный этап. Приоритетным направлением работы мастера выбрали изготовление уникальных запчастей. Они планируют запустить производство собственных рам и втулок, полностью сделанных в Питере. До этого комплектующие ребята заказывали в Тайване и Англии. За двести лет, что существуют велосипеды, появлялись и умирали большие фирмы и маленькие мастерские. Тем не менее, среди любителей велопрогулок все еще находятся смельчаки, готовые сделать из своей страсти бизнес. Любопытство становится сильнее конкуренции, и на улицах появляются все новые модели привычного транспорта. Создатели мастерских «Jam» и «Ellipsis Fixed Gear Workshop» продолжают «изобретать велосипед», но как быстро окупится эта дерзость, покажет новый велосезон. Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.