27 сентября 2017

«Покрутить педали и приготовить смузи». Зачем петербуржец сделал велосипед-блендер и велокровать 🚴

Петербуржец Игорь Баронас уже 30 лет создает необычные велосипеды. Он сделал велосипед-кровать, велосипед с кроссовками вместо колес и велосипед высотой почти 6,5 метра.

Зачем математик пошел работать на завод, где делали знаменитый велосипед «Орленок», зачем петербургскому кафе понадобился велосипед-блендер и для чего нужен транспорт такой высоты, что на него почти невозможно забраться, — в интервью с изобретателем.

Игорь Баронас

Зачем математик пошел работать на велозавод и из чего сделал свой первый велосипед

— Свой первый необычный велосипед я собрал в 13 лет. Мне было жалко выкидывать или кому-то отдавать детский двухколесный велосипед, и я его переделал: удлинил трубу под седлом и цепь, поставил звезду (часть велосипеда, которая вращает цепь — прим. «Бумаги») побольше — и получился велосипед, на котором мог ездить взрослый человек.

Первый серьезный велосипед я собрал лет в 19. Тогда я занимался велоспортом, и мне хотелось сделать что-то интересное. Взял шоссейные колеса, сделал передний привод, сиденье со спинкой. На этом велосипеде я впервые участвовал в велоконкурсе в Литве.

По образованию я математик-программист, окончил математический факультет Вильнюсского университета. Но решил, что программирование для меня скучновато. Летом я работал инструктором на турбазе в Игналине (курортный город в Литве — прим. «Бумаги»), и там случайно встретил группу велосипедистов. Это были сотрудники велосипедного завода «Вайрас», где делали «Орленка» и «Ласточку». У кого-то из них была «восьмерка» на колесе, я быстренько ее выпрямил. Руководителем этого похода была сотрудница отдела кадров, и она пригласила меня прийти на завод. Я согласился.

Фото: из архива Игоря Баронаса

В «Вайрасе», в конструкторском отделе, я проработал два года. Там я сделал четырехместный веломобиль типа «тяни-толкай»: двое сидят спереди, двое сзади, и все крутят педали. Мы заняли первое место среди многоместных велосипедов на одном из велофестивалей. Потом я хотел на него парус поставить, но не получилось.

В конце 80-х я переехал в Петербург. Здесь я работал в веломобильном кружке при Доме культуры имени Газа. Потом занимался импортом автомобилей.

Как забраться на 6,5-метровый велосипед и зачем нужен велосипед-блендер

Всего я собрал около 100 велосипедов. Что-то делаю на заказ, что-то — для души. Среди моих работ есть реплики старинных велосипедов, велосипеды для людей с инвалидностью и отремонтированные старые велосипеды. Моему приятелю как-то отдали велосипед «Опель» 1905 года, он у кого-то на чердаке лежал, я его восстановил.

Самый необычный из моих велосипедов, наверное, самый последний — высотой 6,43 метра. Я его сделал для цирка. Проехать пока не рискнул. Теоретически, чтобы на него забраться, надо страховку подвесить на высоте метров десяти, между деревьями закрепить трос. И к этому тросу уже прикрепить страховку ко мне и к велосипеду.

Самый любимый мой велосипед — 2-метровый «Желтый ангел». Когда-то я оказался на шпиле Петропавловской крепости: мои друзья там работают, я помогал им с установкой карильона. Шла реставрация, леса были до самого верха. Когда я туда забрался, меня поразила эта высота. Оттуда можно обозреть весь город. Почти такие же ощущения испытываешь, когда едешь на 2-метровом велосипеде.

Изначально я хотел сделать велосипед-паук с большим передним колесом и маленьким задним, но потом решил собрать что-то более скоростное и безопасное. Взял колеса от другого велосипеда, купил трубы, согнул их с помощью трубогиба, собрал новую цепь из полутора других.

На «Желтом ангеле» я участвую в велосипедных открытиях сезона и парадах. Скорость у него такая же, как у обычного велосипеда. На «Желтом ангеле» не надо всё время крутить педали, как на велосипеде-пауке, можно отдохнуть. У него есть два тормоза. Для того чтобы забраться на этот велосипед, есть специальная подножка: ставишь туда ногу, оттолкнулся и поехал.

Один из моих велосипедов включен в Книгу рекордов России как самый маленький действующий велосипед в стране. Его длина — 50 см. Рама и шатуны у него — от детского велосипеда, колеса — от тележки, руль — от обычного велосипеда. На этом велосипеде не очень сложно ездить. Но многие падают, причем намного чаще, чем с «Ангела».

Велосипеды я собираю в мастерской или на автобазе — вообще, люблю под открытым воздухом работать. Сложного в этом ничего нет, главное, чтобы пришла идея. Потом думаешь, как это осуществить. Дырявые камеры можно заклеить, кривой обод — выровнять.

Сейчас я делаю складной велосипед с ручным приводом. Единственное, скорость на нем будет меньше, чем на обычном.

Почему ездить на велосипеде по городу не опасно и о чем нужно помнить на дороге

Изготовление велосипедов для меня — это скорее хобби. А так я занимаюсь коммерческой техникой, ремонтом, продажами. Ищу автомобили, ремонтирую их и продаю. Мне нравятся старинные машины. В сентябре 2017 года был ретрофестиваль «Фортуна» в Кронштадте, я в нем участвовал на своем автомобиле «Мерседес» 1976 года.

Мой самый первый автомобиль — «Фольксваген Жук» 1966 года. Он был цвета «Белая ночь», я его перекрасил в желтый. Очень мне нравилась эта машина. Вроде 1966 года, а очень удобная. Потом была голубая «Волга». Я ее тоже в желтый перекрасил. Потом «Запорожец», он очень долго стоял в гараже, рядом с местом, где стоит «Роллс Ройс» Ленина. «Запорожец» хотели выкинуть, и хозяин отдал его моему приятелю. Тот завел машину, она работала. Мне он продал этот «Запорожец» за 6 тысяч рублей. Я поставил на него литые диски от «Хонды», покрасил.

«Мерседес» купил за 50 тысяч рублей. Машина, конечно, не заводилась. Крыша была промята от снега и льда, стояла лет десять за гаражами в поле. Колеса не крутились. Хотел на веревке дернуть — бампер оторвал. Мы его отвезли на эвакуаторе в автосервис. Там мне завели эту машину, я ее очистил от ржавчины, покрасил в вишневый.

По городу я езжу на обычном велосипеде. Для меня это траур, если в хорошую погоду я стою в пробке в машине. Ездить на велосипеде не боюсь, тем более где-то уже размечены велодорожки. Сейчас люди намного аккуратнее стали ездить, никому не хочется проводить лишнее время в разборках ДТП.

В аварию я попадал, это было на Загородном проспекте, ехал по автобусной полосе. Автомобиль задел мне заднее колесо, но никаких последствий не было. Самое основное — это быть заметным на дороге, вести себя прилично и никому никаких помех не создавать.

Вообще, любовь к велосипедам — это, конечно, у меня от семьи. Мы жили в Тракае — там очень красивые места, озера — и часто катались на велосипедах: родители, брат и я. Мама всю жизнь ездила на велосипеде, и отец тоже очень любил велосипед. Машины у нас в семье никогда не было.

Велоспортом я начал заниматься где-то в 6-м классе. В 8-м классе стал серьезно кататься, тренировки были почти каждый день. Кандидата в мастера спорта я тогда выполнил. Сейчас участвую в велосипедных марафонах, гонках и триатлонах.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.