13 июня 2012

Евгений Барулин: «Стартап — это пока не бизнес, а песочница»

Создатель проекта ResumUp, а в прошлом — консультант проектов бизнес-инкубатора «Ингрия», рассказал «Бумаге» о моде на стартапы и о том, почему инвестиции и признание Цукерберга не так важны, как кажется.

Фото: Алина Абдульманова / «Бумага»
— Стартапы стали очень популярны: появилась даже мода на собственные проекты, сформировалась индустрия. Нет ли перенасыщения в этой сфере? — Сейчас наблюдается рост количества стартапов: их намного больше по сравнению с тем, что было год, два и даже три назад. Естественно, тех, в которые стоит вкладываться, немного. Но перенасыщения здесь быть не может. Перенасыщение — это когда спрос превышает предложение. — По вашему опыту, куда охотнее идут работать молодые люди — в стартапы или в корпорации? — Если молодому человеку нужен социальный пакет, медицинская страховка, бассейн и фитнес с одной стороны, и упорядоченность в работе — с другой, то тут корпорацию не переплюнуть. Если же молодому специалисту нравится драйв, он хочет делать что-то уникальное, не боясь совершать ошибки, то, наверное, путь стартапа лучше. Но все зависит от конкретного проекта. У нас ребята могут сделать практически все. То, что ResumUp сейчас реализует с технической точки зрения, подтверждает их растущий профессионализм: в них заинтересованы большие компании уровня Facebook. Но у нас они могут реализовать свой творческий потенциал, не боясь что-то уронить или сломать. Мы же работаем на неподтвержденных гипотезах.

На потребительском рынке признание может быть только со стороны пользователей. Если мне завтра Дуров, Мильнер или Цукерберг скажет «Ой, какой крутой ResumUp», мне будет это льстить, но пользователей это не даст.

— Что, по-вашему, для молодых важнее всего в работе? — Все люди разные. Но я, например, не возьму человека, пусть он будет даже супергуру и выполнит работу быстрее, чем весь ResumUp, но готов будет работать только с девяти до пяти. Тут очень важна мотивация. Мы можем предоставить площадку, чтобы человек игрался, ошибался, делал какие-то глупости, но чтобы он пробовал это делать. Соответственно, к нам идут люди, которые хотят так себя реализовать. — А каково соотношение людей, которые хотят реализовать собственные идеи и тех, кто поддается условной моде? — Безусловно, мода на стартапы есть, но я не считаю, что это плохо. Лучше пусть ребята пробуют себя, ведь из этого может что-то выстрелить. Например, Instagram: до продажи у создателей не было представления, как монетизировать проект. Чем больше попыток — тем больше страртапов, больше проектов будет умирать. Но рано или поздно количество перейдет в качество. — Если говорить о развитии индустрии, повышенный интерес к проектам помогает или вредит? — Шум не мешает. Если проект хочет оставаться незаметным, он сможет это сделать. Если же он хочет стать более заметным на потребительских рынках, то шумиха в какой-то степени на руку. Только толка от нее на самом деле не очень много. Надо понимать, что и зачем ты делаешь. Если мы говорим про мотивацию команды, то ребята должны понимать, что делают нужные вещи не только в порядке собственного параноидального бреда, но и по признанию других людей, российских и мировых экспертов. Внимание со стороны инвесторов тоже греет душу. Кроме того, эта шумиха дает возможность создать пресловутую экосистему. Конференции и мероприятия — это большой плюс: я могу пообщаться с другими проектами и с людьми из больших компаний, таких как Яндекс или Google. Общаясь в такой среде, легче искать партнерства. — Неужели общение на мероприятиях действительно помогает в развитии проекта? Задача стартапа — снижать риски. И тут дело совсем не в деньгах. Снижать риски ты можешь, более четко понимая, куда идешь, а это понимание приходит, когда ты общаешься с людьми, которые этот путь уже проходили. — То есть привлечение инвестиций — это не главное? — С моей точки зрения, инвестиции — это вообще дело десятое. Конечно, я могу ошибаться. Но если ты способен создавать ценность для клиента, значит, ты можешь привлекать и удерживать пользователя. В целом, если ты сможешь протянуть до этого момента, найти деньги не проблема. — Часто технологический стартап — это вариация на тему уже существующего проекта на Западе. Как это влияет на развитие российской стартап-среды? — Если мы говорим про быстро растущий российский рынок и о стартапах как о бизнесе, то я считаю, что это позитивное явление. Самый яркий человек в России — это Оскар Хартманн из Fast Lane Ventures. С точки зрения экономики, он успешно клонирует западные проекты. Не надо изобретать что-то на локальном рынке, можно внедрять уже существующие практики. Это проще и выгоднее. — Но при этом ваш проект ориентирован больше на Запад… — ResumUp хочет создавать что-то в глобальном масштабе. Это можно сделать только в том случае, если придумываешь собственный «велосипед». Для локального рынка можно ничего нового не изобретать, но если ты делаешь что-то на глобальном уровне, то и идея должна быть глобальна. — По вашим словам российский рынок чутко реагирует на все, что происходит за рубежом, а есть ли тенденции, которые до нас еще не дошли? — Да. Например, в Силиконовой долине появилось новое поколение бизнес-ангелов. Это работники корпораций, таких как Google или Facebook. Там произошел «перегрев» рынка труда, и их зарплаты исчисляются семизначными суммами. Расходовать им их некуда, и они вкладывают деньги в проекты или запускают собственные. — Кстати, о финансовой поддержке проектов, как вы оцениваете деятельность фонда Мильнера и Дурова? — Я очень положительно к ним отношусь. С одной стороны говорят, что они спонсируются нелепые проекты, но на то и есть фонд, который выделяет деньги на них. Тем более, это не очень большие деньги для таких крупных ребят, и поддерживать социальные проекты — это круто. И потом, дело же не в деньгах. Победители, насколько я знаю, встречались с Мильнером и с Дуровым. Я бы заплатил большие деньги, чтобы позавтракать или пообедать с ними. Возможно, в этом и есть главная ценность гранта. — Многие из тех, кто получил грант в этом году, так и говорят. А как признание в профессиональной среде влияет на стартап? — На потребительском рынке признание может быть только со стороны пользователей. Если ты видишь, что люди пользуются и говорят другим — это признание. Если мне завтра Дуров, Мильнер или Цукерберг скажет «Ой, какой крутой ResumUp», мне будет это льстить, но пользователей это не даст. Конечно, если Цукерберг опубликует это на своей странице, то это будет сумасшедший траффик несколько дней. В целом же признание профессионалов важно, но не критично — тебя все равно оценивает рынок. — Важны ли при этом экономические показатели? — Если ты можешь собрать большое количество пользователей и удержать их, то потом мы придумаем, как их монетизировать. Это и есть ценность. Монетизация как таковая здесь вообще на втором плане. Монетизироваться можно за счёт чего-то другого, например, за счёт слияния с другим проектом. Как это было с Instagram и Facebook. — В стартапах довольно часто общение выходит за рамки просто профессионального. Есть ли проблемы в разграничении дружбы и бизнеса? — Сложный вопрос. Стартап — это не бизнес, пока это все песочница. Если мы понимаем, что начинаем строить бизнес, нужно четко все описать и сразу обо всем договориться. Это критично. Мы с Димой Югаем долго и четко проговаривали самые различные вещи, например, выход одного из основателей по болезни. Таких эпизодов много, ты не знаешь, что делать, потому что не было такого опыта, но ты смотришь на то, как это делается на западе. — А вы бы посоветовали начинать работу над проектом с друзьями? — Надо исходить не из того, с кем комфортнее проводить время, а из того, что необходимо для проекта. Если есть выбор между моим другом и более профессиональным парнем, я выберу того, кто сможет больше дать проекту. С друзьями бизнес вести можно только в том случае, если ты обо всем договариваешься на берегу.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.