2 июля 2013

Скандал в Институте искусств: как работа сотрудников стала «хобби», а зарплата сократилась вдвое

В пятницу Институт истории искусств посетил министр культуры Владимир Мединский. Визит оказался шумным: сотрудника ведомства Николая Карпова обвинили в применении силы к аспирантке, а сам Мединский назвал деятельность института хобби и заявил, что отныне финансироваться будет только работа по госзаказу. «Бумага» узнала от участников конфликта, почему сотрудники института работают на полставки и не хотят повышения зарплаты, а также спросила у нынешнего руководителя заведения Ольги Кох, к чему приведут реформы.

Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
Претензии к министерству культуры у Российского института истории искусств (РИИИ) и еще четырех подведомственных учреждений появились осенью прошлого года, после того как Мединский заявил о неэффективности и медлительности НИИ, а также о необходимости оптимизации процессов. Сотрудники институтов сразу же предположили, что речь идет о реструктуризации, объединении и даже упразднении старейших заведений, которые на протяжении десятков лет занимали старинные особняки в Москве и Петербурге. Затем ведомство принялось за реализацию предвыборного обещания Владимира Путина о повышении зарплат — на деле эта инициатива вызвала волну увольнений. Наиболее резко против реформ выступил петербургский Институт истории искусств. Сотрудники и аспиранты написали письмо на имя Владимира Мединского, чтобы тот разобрался со сложившейся ситуацией. В поддержку выступили видные деятели искусств города и страны, наследники основателя института — графа Зубова. В середине июня директора Института истории искусств Татьяну Клявину, проработавшую на должности более 20 лет, уволили. Распоряжение подписал министр культуры Владимир Мединский. На место бывшей сотрудницы была назначена Ольга Кох, которая на данный момент исполняет обязанности директора. Сотрудники и аспиранты вуза новым назначением недовольны и сейчас готовят письмо на имя президента. Кроме того, по слухам, старейший научно-исследовательский центр хотят объединить с другим вузом — среди предполагаемых заведений был Университет культуры и искусств. Но больший резонанс произвел визит Владимира Мединского, во время которого от рук сотрудника ведомства, по словам профсоюза института, пострадала аспирантка Ольга Евсеева.  

Джамиля Кумукова, председатель профсоюза РИИИ

«Подошел член проверяющей комиссии, вышибала Карпов, и оттолкнул ее рукой. Ольга ударилась спиной о дверь»
— В пятницу у нас в университете был Мединский. Мы стояли перед входом в приемную директора, рядом со мной была девушка Ольга Евсеева, которая держала в руках письмо министру от аспирантов. Подошел член проверяющей комиссии, вышибала Карпов, и оттолкнул ее рукой. Ольга ударилась спиной о дверь. Среди нас была пожилая сотрудница Анна Федоровна Некрылова, которая встала на защиту девочки и он тоже ее отбросил. Они обратились в травмпункт — у Ольги обнаружили ушиб спины, а у Анны Федоровны повышенное давление. Мы отправили эти сведения в отделение полиции Адмиралтейского района. А когда вышла Кох и мы ей сообщили об инциденте, единственное, что она сказала: «Ну извините». Опровержение этой информации дала пресс-служба министерства, которой здесь не было. Смешно. Бывший директор Татьяна Алексеевна Клявина проработала в институте около 20 лет и тут ее уволили из-за того, что она якобы раздувала конфликт. Она, наоборот, нам внушала, что надо в любой ситуации работать конструктивно. Да и как ее можно обвинять в этом, если вся история началась осенью, когда мы узнали, что в министерстве культуры появилось заявление об увольнении, написанное якобы нашим директором. По сведениям, которые у нас есть, Кох одновременно работает проректором в Университете культуры и искусств, что вообще невозможно. У нас бумаг никаких, конечно, нет, но есть сведения от людей, которые работают вместе с ней. Сегодня мы провели собрание и приняли резолюцию: мы направляем письма председателю правительства и президенту.
— На встрече министра культуры Владимира Мединского с руководством и коллективом РИИИ все время присутствовали журналисты, и ничего подобного не произошло, — заявили в пресс-службе минкульта.
Ольга Кох сейчас исполняет обязанности директора и на вопросы об объединении института с более крупным вузом прямых ответов не дает, а о конфликте между аспиранткой и Карповым и вовсе отказывается говорить. Кох просит дождаться решения проверяющей комиссии, а затем делать выводы о том, как должен развиваться вуз.

Ольга Кох, исполняющая обязанности директора Института истории искусств

«Как сказал министр, Зубовский институт будет развиваться в стенах этого здания. Вопрос же о сокращениях все время педалируют те, кто пытается на этом сыграть»
— Меня назначили на должность исполняющего обязанности директора 19 июня. Есть закон о назначении руководителей учреждений министерства культуры, то есть процедура назначения ректора связана с приказом министра культуры. Других вариантов нет. Исполняющим обязанности меня назначили, потому что, с моей точки зрения, это было корректнее, поскольку моя должность дает возможность познакомиться с учреждением и решить некоторые оперативные вопросы, которые возникли после увольнения директора. Чтобы что-то изменить, надо прежде всего понять, что это не должно разрушать ту традицию, те ценности в науке, которые сложились за 100 лет работы этого института. Это сложный механизм, поэтому к любому научному учреждению нужно относиться с вниманием. Искусство — это не застывшее явление, это постоянно развивающийся процесс и, естественно, институт должен отражать хотя бы выборно эту динамику в научных исследованиях.
Ольга Кох отказалась фотографироваться, потребовав «официальной аккредитации» на проведение интервью
Сейчас у нас работает комиссия министерства, которая рассматривает вопросы, связанные с тем, как работал институт за эти годы, в частности, — деятельность ученого совета, аспирантуры. После завершения проверки появится направление работы. Институт должен развиваться как в рамках традиций, так и в рамках тех новаций, которые происходят в нашей стране — в области культуры и, прежде всего, в рамках реформ министерства. Вольно или нет институт попадает в процесс реформ нашей страны. Как сказал министр, Зубовский институт будет развиваться в стенах этого здания. Вопрос же о сокращениях все время педалируют те, кто пытается на этом сыграть. Оптимизация — это слово интересное и нужно разбираться, как она будет проходить в этом научном учреждении. Сейчас работает комиссия и итоги ее работы дадут направления для дальнейшего расширения или сокращения. Сотрудники и аспиранты РИИИ, недовольные кандидатурой Ольги Кох, воспринимают в штыки все инициативы министерства и продолжают бороться за возвращение прежнего уклада жизни и той «атмосферы свободы», которая была при предыдущем директоре Татьяне Клявиной и которая, по словам протестующих, сейчас исчезла из института.  

Виктор Лапин, бывший директор института, ведущий научный сотрудник сектора фольклора

«Чиновники, которые разослали по всем институтам эти требования, даже близко не понимают, чем занимается их научный институт»
— Мы занимаемся выпуском знания — мы пишем статьи, книги. Мединский сказал вполне однозначно, что востребованы будут только те работы, которые заказаны министерством культуры — а Чайковского, Стравинского они не заказывали. Меня поразил пункт, в котором сказано: провести мониторинг потребности федеральных музеев в смотрителях и экскурсоводах. Этой работой мы никогда в жизни не занимались, и она не имеет отношения к академической науке. Мы занимаемся искусствоведением в разных областях — в театре, кино, музыке. Чиновники, которые разослали по всем институтам эти требования, даже близко не понимают, чем занимается их научный институт. Эту работу должно министерство выполнять, а не мы.  

Тамара Исмагулова, научный сотрудник сектора источниковедения

«Министерство решило убить двух зайцев — они объявили о повышении зарплат, не выдав при этом ни копейки»
Наш учредитель — граф Зубов, а министерство культуры нас просто поимело, извините за каламбур. Во время предвыборной кампании наш президент Владимир Владимирович Путин сказал, что мы всем повысим зарплату, ученым в том числе. Министерство решило убить двух зайцев — они объявили о повышении зарплат, не выдав при этом ни копейки, то есть спровоцировали сокращения сотрудников. И целый год шел этот процесс: многие были уволены, кого-то перевели на полставки, кого-то — на четверть. Я, например, получаю половину прежней зарплаты. А что было делать? Но им и этого мало, снова грядут сокращения, потому что министерство хочет повысить зарплату до 128 процентов. На собрании мы отказались от повышения зарплаты, поскольку эти деньги мы получаем кровью своих коллег. Мне бы не хотелось видеть у нас в институте нового директора — он может оказаться тем же бандитом из министерства, как тот, который избил аспирантку.  

Арюна и Сусанна, аспирантки

«Сегодня у нас появилась охрана — видимо, от нас будут кого-то охранять»
Сусанна: История началась, когда появились очередные слухи о том, что мы войдем в структуру Университета культуры и искусств. Мы посчитали, что аспиранты не могут остаться в стороне и начали собирать подписи — ведь нас это касается напрямую, иначе мы станем аспирантами другого университета. Я занимаюсь творчеством немецкого актера Карла Зегельмана, перевожу его тетради ролей с готического немецкого. Это белое пятно в истории , потому что этими тетрадями ролей занимались лишь несколько человек в Германии и один в России — он выпустил книгу в 1940 году, где есть перевод только нескольких отрывков из тетрадей. Это крайне редкий феномен в истории театра, что актер описывал роли и то, как надо играть. Если у меня получится перевести их полностью, то эти работы можно использовать в курсе истории театра и это восполнит определенный пробел. Соответственно, если, как заявил Мединский, они не будут финансировать хобби, я боюсь, что мое исследование как раз попадет в этот раздел. Эта фраза была настоящим оскорблением. Арюна: Сегодня у нас появилась охрана — видимо, от нас будут кого-то охранять. Но, конечно, раньше атмосфера в институте была совсем другая. При Татьяне Алексеевне все было открыто, аспиранты могли прийти поговорить. Первым же распоряжением исполняющего обязанности директора стала проверка у каждого аспиранта пропуска. Притом нас все знают в лицо, такого никогда не было. Если раньше мы могли посидеть в библиотеке с архивом почти в любой день, то сейчас мы такой возможности не имеем. Если мы объединимся с Университетом культуры, то изменим свою специальность. Аспирантам, которые практически оканчивают институт, придется менять свои специальности. Наш основной профиль — искусствоведение, а там мы будем культурологами. Но мы не хотим этим заниматься, это не наше.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.