В воскресенье, 25 сентября, художник Антон Мейк Польский провел лекцию для пассажиров петербургской пригородной электрички. Горожанам показывали «репродукции» картин художников Эрмитажа и других менее известных живописцев на листах в простом блокноте, а затем Мейк провел аукцион, где можно было купить нарисованные пастелью копии. Все деньги шли на материалы местным художникам.
«Бумага» узнала у петербуржцев, которые застали лекцию, что они думают о современном искусстве и перформансах, ходят ли в Эрмитаж и Русский музей и понравился ли им экскурс в живопись в электричке.
Екатерина
— Мне понравилась лекция, это вроде как шутка, хотя я бы с большим удовольствием послушала бы профессиональных лекторов в музее. Про художников Котова и Сахнова я до лекции не знала, и было интересно о них узнать. Жаль, что сама лекция оказалась короткой, а вот «репродукции» понравились, красивые.
Было бы еще интересно послушать про историю какой-нибудь одной картины. Что касается самого искусства, то мне больше нравится академическое, — например, Айвазовский. С современным я совсем не знакома и никого из представителей не знаю. Павленский, Pussy Riot — эти имена мне ни о чем не говорят. Но опыт в электричке был положительный, познавательный. Кстати, а где работает молодой человек, который читал лекцию? Интересно, где сейчас художники работают.
Всеволод
— Не ожидал, что такое реально может произойти в электричке. И лекция, и аукцион, где люди на самом деле что-то покупают с интересом. К современному искусству я отношусь неплохо. Хотя я больше сторонник классической живописи, но современные выставки тоже бывают интересными.
Вот, например, необычные экспозиции в «Эрарте»; в частности, я был на выставке обуви, там очень любопытные модели были. Хотя в них, конечно, не походишь. Из эрмитажного искусства люблю фламандцев и голландцев — и еще собрание Русского музея.
Но вот здесь картины я сделал бы на более плотной бумаге и пускай в примитивных, но рамочках. Это было бы посерьезнее, а то таким образом рисунки выглядят как детские. О чем бы еще хотел узнать? Ну раз принесли копии картин, я и на копии яиц Фаберже бы посмотрел.
Ирина Викторовна
— Всех художников, о которых говорили, я видела, ничего нового для меня в лекции не было. Хотя рисунки больно уж примитивненькие, могли бы и получше нарисовать и бумагу поплотнее взять. И про эрмитажных художников тоже слышала, у меня ведь дочка глухая и учится в Академии имени Штиглица. Поэтому я знаю, как всё это трудно и сложно, и конечно, художникам с такими ограничениями нужны деньги. И огромные.
То, что сейчас собрали, это так, символично просто. Правда, про художников из Котова и Сахнова я не слышала.
Мы с дочерью на каждую выставку ходили, она делала рефераты и копии картин. Раньше я в музеях каждую неделю бывала, особенно в Русском. И на Малевича ходили — такая шикарная выставка, — и на Кандинского, ну это так, мельком, не было времени.
Неизвестный пассажир
— Хороших художников много, у меня есть любимые, но смотреть их надо в Эрмитаже и музеях, а на этих листочках в клеточку — несерьезно. Хотя такие лекции полезны для молодежи, они же вообще ни фига не знают. Но готовить их надо лучше, а не подглядывать в шпаргалки.
Антон Мейк
— Петербург, в отличие от Краснодара, культурная столица, где никого приобщать к высокому не нужно. Наоборот, здесь чувствуется определенный консерватизм и снобизм в отношении к провинциальному, периферийному. Но повышать статус народного, маргинального, непризнанного экспертами искусства за счет обесценивания, например, шедевров Эрмитажа, показалось мне не лучшей стратегией.
Поэтому я решил перемешать картины Матисса и Гогена с работами Сахнова и Котова — глухонемого и недееспособного художников, а в рассказе описать, что по сути их художественные методы близки, их талант сопоставим, а ту невероятную разницу их статусов создают музеи и сильные мира сего, дабы оправдать неравноправие между людьми.
Пожалуй, по сравнению с предыдущими лекциями вчера всё удалось сделать даже немного лучше, чем задумывалось. Самый классный момент был битвой за последний лот «Коровы», такой накал был, невероятно, что удалось вовлечь практически весь вагон в это действо.