За что зрители критикуют мини-сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина»

После выхода мини-сериала «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской в главной роли многие зрители и кинокритики негативно отнеслись к новой работе режиссера Карена Шахназарова: оценки экранизации на кинофорумах ниже средних. 

За что ругают Боярскую, как режиссер сместил расставленные Толстым акценты и почему финал экранизации называют спорным? «Бумага» упорядочила отзывы зрителей и малочисленную профессиональную критику в адрес новой экранизации.

Карен Шахназаров добавил в сюжет русско-японскую войну

Еще до премьеры сериала стало известно, что сюжет романа Л. Н. Толстого изменили. Часть зрителей сразу же восприняла это как неудачную попытку новаторства, режиссера, по его словам, не поддержали некоторые коллеги.

На самом деле значительных изменений всего два. Во-первых, сериал начинается через 30 лет после смерти Карениной. Первые кадры: на русско-японской войне встретились поседевший Вронский (супруг Боярской Максим Матвеев) и повзрослевший сын Карениной — Сережа (Кирилл Гребенщиков). Вместе они рассуждают о том, как могла повернуться их судьба, если бы что-то изменилось.

Зрители на форумах и в личных блогах пишут, что две сюжетные линии только путают их и не добавляют развитию картины ценности. Тем не менее некоторые кинокритики поддержали разделение сериала на два временных пласта. По мнению Юрия Гладильщикова, введением в сюжет русско-японской войны «Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну», из-за которого война не может быть выиграна.

В сериале полностью отсутствует Левин

Второе значительное изменение в сюжете от Шахназарова — отсутствие в его экранизации Левина. Один из главных героев романа даже не появляется в картине. А Кити Щербацкую (Софья Хандамирова) практически невозможно запомнить из-за минимального количества экранного времени.

Часть зрителей считает, что линия Левина и Кити была «незаслуженно опущена». Кинокритик Егор Москвитин отмечает, что линия Левин — Кити гораздо ближе Толстому, нежели линия Вронский — Каренина, и, убрав Левина из сериала, Шахназаров «оставил зрителя без возможности сравнить две формулы любви».

Елизавету Боярскую обвинили в том, что она не подошла на роль Карениной

Елизавета Боярская была определена на роль Карениной в начале 2016 года. Уже тогда некоторые зрители писали, что актриса не подходит на роль Карениной внешне и по манере игры. До оглашения ролей ее называли «хорошенькой Кити».

В основном зрители заявляют, что Боярская не смогла соответствующе сыграть Каренину. «Лихая» и «жесткая» — эти два эпитета наиболее часто применяются к Карениной Боярской на кинофорумах из-за низкого голоса актрисы и ее властной манеры игры.

Карен Шахназаров вступился за игру Боярской

Спустя четыре дня после премьеры с заявлением о несогласии с критикой выступил режиссер сериала Карен Шахназаров. Он отметил, что кастинг на роль Карениной проводился «шесть или семь раз». «Я думаю, что Боярская сыграла хорошо, создала свой образ Анны Карениной. Раз всё это вызывает такой интерес — это уже хорошо», — заявил режиссер.

Критики отмечают, что Боярская справилась с задачей режиссера — показать Каренину «жесткой, злой и зачастую несправедливой», которая «превосходит своих мужчин в силе».

Критики отметили, что режиссер сместил толстовские акценты

При работе над сериалом Шахназаров стремился донести толстовские ценности до зрителей. Часть критиков отмечает, что некоторыми действиями режиссер, напротив, их исказил. Сериальная Каренина борется своими действиями против мира, а не за любовь: это якобы традиционно либеральное прочтение романа.

Часть критиков склоняется и к тому, что некоторые толстовские акценты «расставлены с большим нажимом, чем у автора, отчего вполне реалистичные персонажи становятся слегка карикатурными и действие приобретает сатирический оттенок».

При этом некоторые критики увидели в фильме очень много «пустышек» для массового зрителя. Гладильщиков раскритиковал слоган «Великая любовь не зависит от времени» за бессмысленность и «завлекаловку». Максим Марков же и вовсе назвал Шахназарова консерватором, который при острой проблематике произведения так и не затронул контекстные современные проблемы.

Тем не менее некоторые видят в трактовке Шахназарова отсылку к борьбе за женскую независимость.

В конце Анну Каренину не сбивает поезд

Большие споры вызвал финал картины. В последней серии Каренина так и не бросается под поезд: «ее увозят в питерский туман черный кучер на двух черных адских конях в черной карете». За эту сцену режиссера также обвинили в извращении задумки Толстого, а также в не несущей смысла «излишней символичности».

Фото на обложке: кадр из мини-сериала «Анна Каренина» (2017), реж. Карен Шахназаров.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.