22 мая 2017

Как в СССР смотрели первого «Чужого»: кассеты от знакомых из КГБ и сеансы в подпольных видеосалонах

За первые выходные новый фильм Ридли Скотта «Чужой: Завет» собрал в прокате 36 миллионов долларов.

Первый хоррор серии вышел почти 30 лет назад, но в 1979 году «Чужой» так и не попал в советский видеопрокат. Легально фильм показали только в 1988 году. До этого советские зрители находили фильм ужасов в подпольных видеосалонах и доставали кассеты с оригиналом в прокатах.

Что в СССР не знали о хоррорах, чем «Чужой» превосходил советские киноленты и почему зрителей первого фильма Ридли Скотта о пришельцах уже не смогли испугать сиквелы? «Бумага» поговорила с первыми зрителями «Чужого» в СССР.

Игорь, 51 год

— Я впервые услышал о «Чужом» году в 1980-м: вроде друзья рассказали о фильме с монстром в космосе, о котором они что-то где-то слышали. Такое сложно было представить. Я, как и все тогда, увлекался идеей космоса вообще, а сам лично — еще фильмами и фантастикой. Сказать, что это меня заинтересовало, — сказать очень мало. Посмотреть мне его удалось, правда, лишь в конце 1982-го.

В то время в СССР не было фильмов ужасов. Разве что «Вий» 1967 года, который я пытался пересматривать так часто, как только мог. В то время советский кинематограф вообще рассматривал вымысел лишь в целях пропаганды: в основном всем показывали историческое или сугубо поучительное кино. Такой путь выбрал наркомитет по искусству: как можно больше фактов, как можно меньше эмоционального воздействия. Максимум, что было возможно, — научная фантастика.

Мы знали, что на Западе другое кино, и все хотели посмотреть, что же это такое. К тому времени — по крайней мере, в моей компании — уже всем начала надоедать постоянная серость. Это было видно по тому, что, кажется, к началу 1982-го в Ленинграде открылся первый подпольный видеосалон, где крутили зарубежные фильмы.

Вход в такой салон стоил 1 рубль, сеансы начинались в десять-двенадцать часов вечера каждую пятницу. Мы набивались в этот малюсенький подвал по 20 человек. Не помню уже, что крутили, но я там точно впервые увидел и «Звездные войны», и «Рокки», и «Крестного отца». А позже и «Чужого».

Кадр из фильма «Чужой» 1979 года

На «Чужом» девушки зажмуривали глаза от страха, но всё-таки никто не уходил. В отличие от советских лент, там не было морали — только чистый ужас. Герои были похожи на нас, и оттого становилось страшнее. Сам Чужой казался очень реальным: верилось, что он возможен. Вообще, всё происходившее казалось реальным. Мне, человеку, который не был еще знаком с настоящими хоррорами, не было понятно, чего ожидать. После сеанса мне еще несколько дней снились ужасы про «грудолома» во мне.

Перевод, конечно, был отвратительный, но мы смотрели все фильмы с замиранием сердца. Конечно, играло роль еще и то, что это было не совсем законно. Но там собирались только те, кто, как нам тогда казалось, по-настоящему любил кино. Мы смотрели всё, что попадалось в руки. Это было здорово: все эти ходы, которые сейчас кажутся клише, мы тогда видели в первый раз и каждый раз удивлялись им.

Большинство фильмов стали доступны для широкого зрителя в конце 80-х. Конечно, это не то, что сейчас: дефицит был, но всё хотя бы стало легально. Тогда уже существовали и видеосалоны, и видеопрокат. Помню, первый полуофициальный видеосалон был в вагоне на Варшавском вокзале: его вроде никто и не разрешал, а владельцы просто договаривались с милицейскими. Туда уже ходили огромными толпами. Кассеты мы брали у друзей, переписывали с рук. Тогда у людей стал формироваться какой-то вкус.

К тому времени я уже был увлеченным киноманом и покупал журнал «Видео-Асс», оттуда узнал, что у «Чужого» есть продолжение. Помню, взял оба фильма в прокате и записал их на одну кассету, с «видака» на «видак». Чтобы посмотреть, тащил его к однокласснику в дикий мороз, завернув в одеяло.

Сейчас уже редко смотрю новые фильмы. Я люблю и советскую классику, и фильмы 70–80-х. Для меня хороший фильм только тот, который заставит испытать настоящую эмоцию. Но большинство картин, конечно, с этим не справляется: могут показать красивую картинку, могут даже заинтересовать сюжетом, но не воздействовать на нутро. Нового «Чужого» я не посмотрел. Да и не хочу, наверное.

Александр, 59 лет

— Я всегда был кинолюбителем. Кассету с фильмом «Чужой» я приобрел у давних знакомых, работников КГБ, примерно в начале 80-х. С их помощью я находил самые раритетные ленты в свою частную коллекцию. Сейчас у меня на чердаке хранится более 100 кассет того времени.

Тогда я еще брал кассеты на стихийных базарах, где распространялись новые пиратские фильмы. Помню, эти «толкучки» постоянно меняли адреса, поскольку периодически на них устраивались милицейские облавы. Достать такие фильмы было не просто сложно, но и очень дорого: за одну кассету брали рубль-два. Не всякий мог себе позволить такую роскошь, не говоря уже о самом видеомагнитофоне, который в то время мог стоить и больше 10 рублей.

«Чужой» был не первым фильмом в моей коллекции, но стал любимым в жанре фантастики. В то время, если знать места, никаких сложностей с жанрами не возникало, поскольку продавцы всегда предлагали различные фильмы в полном ассортименте.

Этот фильм я не могу отнести к хоррору — это чистая научная фантастика. Так, при просмотре я не испытывал какого-то отвращения, а лишь истинный восторг от сюжета и режиссерского таланта Ридли Скотта. После первого просмотра у меня даже возникла подспудная мысль о неизбежности продолжения истории, что и подтвердилось в дальнейшем. В последующие годы я многократно пересматривал этот фильм и до сих пор считаю его лучшим в жанре.

Кадр из фильма «Чужой» 1979 года

О новом «Чужом» могу с уверенностью сказать, что фильм снят в духе старой школы, что в последнее время несвойственно постаревшему Ридли Скотту. Я испытывал, конечно, уже не тот восторг при просмотре, как раньше. Но фильм очень грамотно выверен по драматургии, да и, по сути, это интеллектуальное кино. Как такового хоррора в нем по минимуму.

Очень порадовало трепетное отношение режиссера к деталям, отсылающим к первому «Чужому», а также многочисленные музыкальные отсылки, введенные в ленту как дань уважения творению гениальнейшего [композитора Джерри] Голдсмита.

Само собой, эта часть не отвечает на вопросы, заданные в предыдущем фильме франшизы «Прометей», а лишь оставляет еще больше загадок. Но самое главное, что до сих пор остается нераскрытой самая главная загадка всей франшизы: кто тот окаменевший пилот на LV-426? Куда он летел, откуда, зачем, когда и при каких обстоятельствах? Ридли Скотт обожает загадки. И, мне кажется, важно не раскрывать все их полностью — пусть останется атмосфера таинственности.

Сергей, 45 лет

— Наверное, меня можно назвать фанатом «Чужого»: и фильмы пересматриваю, и во все игры во франшизе играл, и в фангруппах общаюсь. Могу и про устройство «лицехватов» рассказать, и про расу Инженеров. Это мое хобби, так сказать. Но когда я увидел фильм в первый раз, то я о сюжете даже не задумывался: он просто меня поразил реалистичностью монстров.

Я впервые увидел «Чужого» в оригинале в 1983-м, когда приехал к родственникам в Одессу. У моего знакомого там был новый японский «видик», который его маме выдали за хорошую работу. И он в подвальном видеопрокате достал пиратскую кассету с «Чужим» на английском. На следующее утро я уже должен был уезжать, поэтому мы смотрели фильм ночью. Английского мы, конечно, не знали и ничего не понимали.

Смотрели его вдвоем, два 10-летних пацана. Закутались в одеяла и врубили на минимальную громкость, чтобы никого не разбудить. Нам и страшно-то не было, но атмосфера была очень гнетущая. Это было что-то с чем-то: таких реалистичных спецэффектов мы никогда не видели.  Мы не кричали, а только с интересом смотрели за развитием сюжета. Только вот уснуть после этого не смогли.

Советские фильмы мне, конечно, нравились и нравятся до сих пор, но именно тот «Чужой» на меня произвел максимальное впечатление в детстве. Я про него рассказывал друзьям, делал в блокноте зарисовки Чужого, думал, как всё в итоге закончится: долетит ли главная героиня или нет, есть ли другие Чужие. Это продолжалось очень-очень долго.

Я решил найти фильм заново, чтобы всем показать. Но когда я спрашивал про него в кинотеатре, то на меня смотрели удивленными глазами. Родители также не поняли, о чем я им толкую. Ну и кассеты, конечно, я тоже нигде не нашел.

Кадр из фильма «Чужой» 1979 года

Пересмотреть фильм мне удалось только во второй половине 80-х, когда кассеты стали продаваться уже почти законно и он был в дубляже. Я пересмотрел, взглянул по-новому и понял, что это, может, не так уж и круто, как я думал, но зато действительно качественно. Тогда я нашел и вторую часть. Сейчас моей любимой лентой остается именно она: сиквел «Чужие» от Джеймса Кэмерона. Я оба фильма начал всем показывать. В то время это тоже была редкость, поэтому мы собирались компанией у кого-нибудь дома и смотрели.

Я был первопроходцем, который уже знал, чего ожидать от таких фильмов. А многие ведь боялись. Помню, и парни, и девушки уходили еще до конца фильма, потому что не выдерживали. Мы это даже использовали как проверку на «слабо»: убежит или досмотрит. В общем, нам, подросткам по 15–17 лет, всем нравилось.

Не все воспринимали это так же. Многие взрослые, как я потом узнал, отнеслись к хоррорам равнодушно, без какого-то энтузиазма. Говорили, что это бессмысленная трата времени. А мне всегда казалось, что фильм должен влиять на тебя как на человека, затрагивать какие-то струнки души. «Чужой» это делал.

При этом моды на хорроры я не заметил. После 90-х, когда к нам хлынул поток фильмов, уже не было времени и сил смотреть всё: приходилось работать и выживать. Сейчас больше «Чужого» я люблю советскую классику: «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби». Теперь они на меня воздействуют. Новые фильмы смотрю редко.

От нового «Чужого» я ожидал, конечно, большего. Но, как и в случае с первой частью, мне кажется, оттуда опять много вырезали. «Режиссерка» «Чужого» 1979 года длится около трех часов и с точки зрения сюжета объясняет все сюжетные дыры. Видимо, Ридли Скотт по-другому просто не умеет снимать. Но фильм отдал дань классике, поэтому всё не так плохо.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.