Что делать, если боишься летать, и почему не стоит пугаться турбулентности
По каким причинам и как часто происходят авиакатастрофы, какое правило поможет избежать травм во время турбулентности и что делать, если при посадке у вас начался приступ паники?
«Бумага» узнала у экспертов, почему не стоит бояться полетов и во сколько раз самолет безопаснее машины.

Почему происходят авиакатастрофы и какова самая частая причина?

Предпосылками для любого авиационного происшествия становятся одни и те же факторы: технический отказ (отказ оборудования в самолете или наземного оборудования, некачественное топливо), человеческий фактор (ошибки экипажа, авиадиспетчера, наземного персонала) и метеоусловия (осадки, плохая видимость, грозы, ветер). При этом одного из пунктов, по словам экспертов, недостаточно для авиакатастрофы.
Андрей Меньшенин, авиажурналист:
— Никогда не бывает такого, чтобы летное происшествие произошло по какой-то одной причине. Это всегда набор различных факторов, совпавших в одном месте в одно время — иногда в определенной последовательности. Более того, большая часть рисков в авиации прогнозируема, а потому созданы специальные программы и стандарты, выполнение которых позволяет их практически исключить или свести к минимуму.
По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 2015 году чаще всего авиационные происшествия случались, когда самолет находился на взлетно-посадочной полосе — вероятно, во время разбега для взлета или пробега после посадки.

Как часто происходят авиакатастрофы и что безопаснее: самолет или машина?

Каждый год в мире выполняются миллионы авиарейсов, и почти все они проходят в штатном режиме. По данным того же отчета ИКАО за 2015 год, авиакомпаниями во всем мире было выполнено 33 миллиона полетов. Из них 92 завершились авиационными происшествиями, из них лишь шесть со смертельным исходом. Погибли 474 человека.
Для сравнения: по данным Госавтоинспекции, в 2015 году только в России произошло 184 тысяч ДТП с пострадавшими, в результате которых погибли более 23 тысяч человек, ранения и травмы получили более 231 тысячи человек.

Стоит ли волноваться из-за того, что самолет попал в зону турбулентности?

Турбулентность, при которой самолет начинает трясти, как автомобиль на плохой дороге, вызывают вихревые потоки ветра. Причин может быть множество: облака, горная местность, пролет над берегом моря, другой самолет. В целом, поскольку атмосфера неоднородна, «болтанка» может возникнуть в любой момент, вне зависимости от высоты полета и местности.
Алексей Кочемасов (Летчик Леха), пилот гражданской авиации:
— Самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока.
Бояться турбулентности не стоит. За 120 лет авиации по этой причине не произошло ни одной авиакатастрофы, отмечают в проекте «Летаем без страха».

Почему, несмотря на безопасность полетов, возникает аэрофобия?

Аэрофобией (боязнью полетов), по разным данным, страдает от 15 до 30 % взрослых людей. Она возникает в ответ на какую-то неприятную ситуацию, пережитую во время полета, а также на фоне новостей об авиакатастрофах.
Андрей Каменюкин, психотерапевт, руководитель Клиники лечения депрессий и фобий:
— В основе лежит привычка: однажды испугавшись, мозг раз за разом воспроизводит эту реакцию. Человек начинает думать, что все самолеты обречены упасть.
У людей, страдающих аэрофобией, за несколько дней до полета может появиться нервозность, в самолете они испытывают приступы паники и удушья. С такими симптомами стоит обратиться к психотерапевту. С легкой формой аэрофобии можно справиться самостоятельно: если человек часто летает, то начинает меньше бояться.

Что делать, если в самолете у вас начался приступ паники?

Существует множество методов, позволяющих преодолеть волнение. Можно попробовать технику релаксации по методу Джекобсона: сначала сильно напрячь мышцы, а затем расслабить. Или воспользоваться дыхательными упражнениями, позволяющими успокоить нервную систему: вдох (на два счета), задержка дыхания (на два счета), выдох (на три счета).
Спиртные напитки употреблять не стоит. Психотерапевт Андрей Каменюкин поясняет, что алкоголь дает временный успокаивающий эффект, но приводит к расбалансировке нервной системы. Поэтому, когда его действие заканчивается, страх усиливается.

Как вы можете защитить себя во время полета?

Эксперты рекомендуют оставаться пристегнутыми во время всего полета. Так, в случае с рейсом «Аэрофлота» в мае 2017 года, во время которого самолет попал в зону турбулентности, пассажиры пострадали из-за того, что были не пристегнуты.
В остальном правила безопасности просты: соблюдать рекомендации и слушаться экипажа.
Фото на обложке: кадр из фильма «Аэроплан»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.