В Петербурге прошли первые испытания аэролифта — воздушного шара с гондолой, который поднимается на высоту до 150 метров и с которого открывается панорамный вид на город. Пока это единственный в России аэролифт. Купить билеты на него, по планам разработчиков, можно будет уже в ноябре.
Какие достопримечательности Петербурга будут видны с аэролифта, как он устроен и чем конструкция отличается от аэростатов в других странах? Руководитель комиссии воздухоплавания РГО Виталий Лебедев рассказал «Бумаге», как создавали аэролифт и кто финансирует проект.
Виталий Лебедев
Руководитель комиссии воздухоплавания РГО,
участник команды, разработавшей аэролифт
Аэролифт смонтирован на площадке у гостиницы «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной. За счет гелия вся конструкция поднимается на высоту до 150 метров со скоростью около одного метра в секунду. Спуск и подъем воздушного шара с гондолой осуществляется на тросе. Один такой «полет», по нашим расчетам, должен занимать около 15 минут. Цена билета еще не установлена, но она будет приемлемой и ниже, чем на подобных аэролифтах за рубежом.
С аэролифта на самой высокой точке его подъема можно будет увидеть практически весь город: и Исаакиевский собор, и Александринский столп, и ту же «Аврору». Так как гондола круглая, народ сможет перемещаться, поэтому можно будет созерцать окрестности города на все 360 градусов до горизонта.
Зачем в Петербурге поставили аэролифт
В головах ученых давно существовала задумка разработки аэролифта: первый российский аэролифт был создан в Москве на ВДНХ, а в современных Берлине, Париже и Таллине они действуют до сих пор. У нас на глазах постоянно был город-музей, и мы захотели показать его с высоты птичьего полета.
Однако только в 2016 году наша небольшая компания воздухоплавателей начала активно обсуждать постройку аэролифта в Петербурге. Тогда решили, что это будет не только грамотный коммерческий, но и важный историко-культурный проект: Петербург же родина отечественного воздухоплавания.
К тому, какой должна быть конструкция, пришли практически сразу. Около полугода выстраивали планы, искали спонсоров и партнеров. Начиная с лета 2017 года мы уже активно занимаемся разработкой инфраструктуры на месте аэролифта, подготовили площадку и техническое оборудование.
Как устроен аэролифт
Почти сразу мы решили, что наш аэролифт будет гелиевый, а не тепловой. Гелий изначально легче воздуха — воздушный шар будет двигаться только по вертикали: вверх-вниз, как лифт. Тепловой аэростат тоже мог бы стремиться вверх за счет расширения воздуха, но для этого постоянно нужно иметь под рукой горелку и, самое опасное, — открытое пламя, которое само по себе может пугать туристов.
В условиях Петербурга с его ветрами и низкими температурами непросто было бы постоянно поддерживать необходимую температуру воздуха в тепловом аэростате. К тому же это постоянный расход газа, порой не эффективный, так как аэролифт всегда должен быть готов к полету. Гелий же запечатан внутри шара и практически не взаимодействует с окружающей средой.
В использовании гелия тоже есть свои недостатки, но мы исходили из того, что он безопаснее и лучше подходит для постоянной эксплуатации. Мы проводим испытания, в которых пытаемся предусмотреть все аварийные и форс-мажорные ситуации. Чтобы все садились в аэростат и были уверены в его надежности.
Подробно рассказать о том, как будет работать аэролифт, мы сможем, когда полностью введем его в строй. Надеюсь, это будет уже скоро и с ноября мы начнем плановые полёты.
Кто строил аэролифт и сколько это стоило
Финансирование проекта и его создание полностью опирается на отечественные ресурсы и компании.
Могу лишь сказать, что изначально планировалось строить аэролифт с английской компанией, но сотрудничество не получилось из-за высокой стоимости их проекта. Тогда мы обратились к московским коллегам, с которыми работали раньше и у которых уже был опыт создания аэролифта. И начали воплощать проект в жизнь.
Изначально мы планировали потратить на реализацию нашего аэролифта 2 миллиона долларов, но позже эта сумма снизилась.
Денег от государства мы не получали. Но мы, безусловно, работаем в тесной связке со всеми органами власти. Как и в любом деле, главное, чтобы не мешали.
Мы будем заключать договоры со всеми, кто заинтересован в использовании нашего аэролифта. Но об этом будем думать только после его введения в строй. Сейчас для нас главное — пройти этап ввода в эксплуатацию и начать полеты.
Сейчас это единственный аэролифт в России. Но, вообще, мы заинтересованы в том, чтобы воздухоплавание развивалось, и готовы делиться опытом с другими разработчиками.
Мы рассчитываем, что аэролифтом будут пользоваться не только туристы, но и сами петербуржцы. Кто-то захочет увидеть новые виды города, кто-то — пощекотать нервы, а кто-то — сделать предложение руки и сердца любимой.
Фото: Tetheret Aerostats, из личного архива Виталия Лебедева