4 марта 2012

В Мраморном дворце
запахло Русью

В Мраморном дворце, филиале Русского музея, открылись две совершенно разные персональные выставки: «Отчий дом» Соломона Россина и «Русский Север» Вячеслава Михайлова. Оба художника  — признанные мастера как в России, так и за рубежом, немало путешествовали и жили за границей, но «Я — русский» произносят уверенно и с гордостью. Соломон Россин выставляется в России впервые за долгое время, и название выставки, «Отчий дом», выбрано, конечно, неслучайно. На открытии художник демонстративно достаёт из кармана пиджака российский паспорт и, зачитывая свой адрес, говорит: «Я не эмигрант. Я был и остаюсь русским художником». Его творчество сложно причислить к «ленинградскому андерграунду начала 80-х», он скорее «штучный» художник. Вся выставка идейно выверена самим Россиным. Зал «Урок рисования» окунает в атмосферу детства, которое всегда было метафорой искусства для самого художника. «Огонёк» — о любви, самой разной. Картина «Чистое сердце» дала название следующему залу, а изображенная на ней модель, Ленина Никитина, была другом и музой на протяжении всей жизни Россина. Картины где-то трогательные, где-то ироничные, религиозные мотивы перекликаются с диссидентскими.

— Я никоим образом не причисляю себя к инакомыслящим, я им сочувствую, — говорит художник.

Выставленные в Ротонде фотографии Эрве Дево и автопортреты Россина позволяют заглянуть внутрь мастерской художника и служат своеобразной остановкой перед следующим залом. «Реквием» — боль и безысходность, смерть и насилие, отголоски Второй мировой. Презрение художника к носителям зла и вместе с тем бесконечное сочувствие жертвам пронизывают полотна последнего зала экспозиции. Герои картин Соломона Россина — простые хрупкие люди, как и мир вокруг них, и, говоря о цыганах и бомжах, изображенных на некоторых их полотен, художник подчёркивает, что они не столько маргинальны, сколько беззащитны. Радость сложно переживается в искусстве Россина, она нечаянна и непостоянна: «В России не всегда светит солнце», — пишет художник, посвятивший своё творчество душе русского народа.

Соломон Россин «Бомж» (1985)

Вячеслав Михайлов находит исконно русский дух в нетронутом «монголами и фашистами» Севере. Отвечая на вопрос, а почему именно север, он говорит: «Потому что это главное место в России. Там люди со своей наивностью, чистотой, верой в Бога». Сюжеты полотен автобиографичны — это остановки на пути духовного паломничества художника. Крайне абстрактные, насыщенные тёмные полотна — «самый трудный путь», но в них чувствуется человеческое участие, важное художнику. Он не раз отмечает, что современная культура теряет человеческий нерв, создающий искусство. Портрет Пастернака из живой графической серии «Лица» Вячеслав Михайлов отмечает, что «лицо такое искорёженное, потому что жизнь такая». Неудивительно, что такие «портреты с судьбой» сильно отличаются от привычных академических. Вышколенное новое искусство, лишённое человеческого участия, не интересует Михайлова. Бывая на самых разных «биеннале» и путешествуя по всему свету, художник ищет русский дух.

— Идея человека мира ужасна! — восклицает он и нередко демонстративно заявляет: — Я из деревни и я — русский.

Комментируя современную ситуацию в России, художник вспоминает, что писал в начале 90-х портрет В.В.Путина. Михайлов считает, что в России нужна монархия и царю придётся всё перестраивать ближайшие 20 лет.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.